С 01.10.2019 в силу вступают изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, которыми вводится понятие «цифровое право» и определение его места в системе гражданского права
Федеральным законом от 18.03.2019 № 34-ФЗ (далее – закон № 34-ФЗ) закреплены положения, связанные с регламентацией гражданского оборота, осуществляемого в информационно-телекоммуникационных сетях.
Часть первая ГК РФ дополнена новой статьёй «Цифровые права». Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Цифровые права отнесены к имущественным правам. Обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распорядиться этим правом. Осуществление, распоряжение или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.
Часть первая ГК РФ дополнена положениями, устанавливающими, что письменная форма сделки считается соблюденной также в случае её совершения с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.
Договор в письменной форме (в том числе страхования) может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными. Введена также возможность проведения заочного голосования с помощью указанных технических средств.
Согласно изменениям и дополнениям, внесённым в часть вторую ГК РФ, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю в том числе и электронного документа, подтверждающего оплату. Также установлено, что договором об оказании услуг по предоставлению информации может быть предусмотрена обязанность одной из сторон или обеих сторон не совершать в течение определенного периода действий, в результате которых информация может быть раскрыта третьим лицам.
Вместе с тем, в соответствии с дополнением, внесённым в статью 1124 части третьей ГК РФ, составление завещания с использованием электронных либо иных технических средств не допускается.