Современная Масленица на площади Дружбы

Современная Масленица на площади Дружбы

Необычно, как-то очень энергично, провожали Зиму в поселке Елизаветино. Раньше всё было тихо, но чинно, дабы повод являлся порадоваться окончанию зимы и отведать вкусных праздничных блинов.

Может быть это связано с тем, что у нас, этой, с позволения сказать, зимой, как и у древних славян, наблюдались резкие колебания погодных условий: то морозы ударят, то оттепель начинается, и появлялись в лесу грибы, перелески и набухали почки на деревьях. Исстари считалось, что Весна, прежде, чем вступить в свои права, с Зимой «отношения выясняют». Их пик приходился на День весеннего равноденствия, а, чтобы Весна победила Зиму, пращуры, будучи язычниками, задабривали богов, совершая различные ритуалы возле святилища, и приготавливая жертвенные блюда. Возникновение Масленицы своими корнями уходит в глубокую древность и тесно связано с языческой древнеславянской Комоедицей. Название праздника связано с именем самого почитаемого славянами зверя – медведя, которого звали комом. С пробуждением медведя после зимней спячки славяне связывали оживление природы и приход тепла. Они зазывали бога весеннего солнца – Ярило, выпекая круглые и желтые лепешки, как яркое весеннее солнышко. А первую лепешку подносили Кому – медведю. Вот, откуда и сегодня живёт в народе полюбившаяся поговорка: «Первый блин комам»! Рядом с костром ставили соломенное чучело Марену, образ которой отождествлялся с сезонными обрядами гибели и возрождения природы. В конце празднования древние славяне сжигали Марену, прославляя Ярило. С принятием христианства на Руси какая-то часть языческой культуры, носителем которой был народ, стала частью новой веры. Многие христианские праздники позаимствовали их обрядность. Несмотря на зов пращуров, что живёт в народе, современная Масленица практически утратила своё первоначальное значение. А как не утратить, солнца не видать, зови не зови, День весеннего равноденствия не вызывает благоговейный ужас, потому что о нём мало кто помнит, а масленичные обряды все воспринимают как весёлую забаву, потому что, ни тебе торгов, ни сельских свадеб, ни сверкающих на солнце ледяных горок, ни снежных баталий, ни балаганов, ни каруселей!   И только бабушки и фольклористы могут рассказать о принципиальных отличиях Узкой и Широкой Масленицы, о названии праздничной недели перед Великим постом, о смысле каждого дня этой недели, когда в течение семи дней можно было есть сливочное масло, и о Праздничном воскресенье, которое получило название Прощённого. А блины стали выпекать с появлением дрожжевого теста, но и лепешки, а позже и ватрушки, никто не отменял. Можно услышать много разных легенд о появлении Масленицы, одну из них поведала Т.Е Маркова, но не все с ней согласились.

Сегодня артистам фольклорного ансамбля, под руководством Марковой Т.Е., музыкальном оформлении Маркова М.Т., участии работников сельского культурно-библиотечного комплекса и поддержке администрации, за нескольких часов, удалось показать многое, что так бережно сохраняется в фольклорных и народных коллективах: был и торг, и девица на выданье, и забавы разные и угощенья классные и игрища прекрасные, и Масленица, которую постигла классическая участь, а пепел присыпало рыхлым снегом.

А артистов и гостей праздника уже ждали молодые предприниматели Августиновы, представители большой, дружной и творческой семьи, на чай из сверкающего самовара на дровах и изумительных не только по красоте, но и качеству, блинов, такими же круглыми и жёлтыми, как весеннее солнышко, которое мы все с нетерпением ждём! Фоторепортаж с места событий – о том, как это было.

                                                                                                              Жанна Гриненко

Рисунок7 Рисунок10 Рисунок11 Рисунок16 Рисунок17 Рисунок20 Рисунок23 Рисунок26 Рисунок29 Рисунок32 Рисунок38 Рисунок43 Рисунок48 Рисунок52 Рисунок56 Рисунок57 Рисунок58