«Была война, была Победа, об этом будет наш рассказ»

 «Была война, была Победа, об этом будет наш рассказ»

   

Сравненья во век не найти,

Чтоб путь описать, что

Пришлось нам пройти!

                  В. Саянов

Где и как отметили «Ленинградский День победы», расскажут историки и опишут краеведы. Я же осмелюсь поделиться с Вами своими впечатлениями о том, как учащиеся, учителя и все сотрудники сельской школы Гатчинского района, подарили праздник всем нам, здравствующим бывшим детям блокады, выжившим в лагерях смерти на чужбине, выросшим вместе с войной труженикам тыла, и, конечно, себе, родителям, гостям и почтили память павших.

Им удалось воссоздать атмосферу, которая была в те суровые морозные дни, «в тот давний год, когда был весь медалями усеян наш ленинградский небосвод».

Всего не рассказать стихом, но для всех, кто с такой любовью готовил каждый этап этого праздника, «рассказывала бумага, что шла без марки, сложена углом, и где слова горели как присяга». Их вдохновляли пожелтевшие фото из школьного музея, «где притаилась война, блокада, боль и память»! Им придавали сил воспоминания их бабушек и очевидцев, тех грозных исторических событий, сведения собранные сотрудниками библиотеки поселка. Они трудились в дружном коллективе единомышленников, который стремился воплотить задуманное в жизнь.

Трудились над реализацией этого плана классные руководители, учителя групп продленного дня (далее ГПД), коллектив меж предметного объединения учителей гуманитарного цикла, библиотекарь, член Попечительского совета — Баранихина Наталья Алексеевна и родители Елизаветинской средней школы. Им удалось добиться того, что при всей сложности обсуждения и трактовки темы, в каждой аудитории всегда было уютно от внимания и благодарности к тем, для кого они так вдохновенно творили. Так ничего не подозревая, они все вписывали свои имена в историю семьи, рода, Елизаветинской средней школы (далее МБОУ «Елизаветинская СОШ») и поселения.

Добрые дела включали в себя: выставку книг в библиотеке «Был город – фронт, была блокада», фотовыставки основных событий по освобождению Гатчины (Красногвардейска) и Гатчинского (Красногвардейского) района от фашисткой оккупации, выставки детских рисунков «Война глазами детей», приглашения на «Урок мужества», поздравительные юбилейные открытки для ветеранов, созданные детьми. А еще, были мини-сочинения, классные часы — «Я с вами говорю из Ленинграда», «Подвигу твоему Ленинград», тематические экскурсии по залу «Боевой славы» — музея школы, участие в акции «Свеча памяти», возложение венка на братской могиле в деревне Раболово. Были встречи с участниками тех событий и участие в конкурсе стихотворений, как школе, так и в Сельском культурно-библиотечном комплексе. Притворить все это в праздник, помогли царящая атмосфера сотрудничества, использование современных технологий и детская жажда к познанию и творчеству, что так счастливо возвращается в школу. Одно то, что к работе подключились даже «закоренелые скептики», подтверждает эту мою смелую догадку. Я давно не наблюдала такого творческого порыва и единодушия в реализации задуманного. Вы прочтите мини – сочинение Романа Яковлева, вспомните его выступление на классном часе, и вы поймете, что « лед тронулся, господа…»!  Да, «мы не вечны, но тем дороже каждый плотно прожитый миг» рядом с этим ершистым и эмоциональным поколением.

Я присутствовала в школе при рождении многих добрых дел, и мне показалось, что детям было особенно близко то, что в том январе, мы тоже были дети, что родились в войну и повзрослели с ней. И если, не бросали зажигалок с крыши, то выросли на девятьсот блокадных дней. Сегодня дети мира, счастья ждут. И нам их обвинять ни в чем не надо. Они так много знают о блокаде, об оккупации района и села. А что не знают, мы расскажем, а будет нужно, то они прочтут.

В МБОУ “Елизаветинская СОШ” хранят разные традиции. Одной из них является “Урок мужества”. Я посещала такие уроки неоднократно, но тот энтузиазм и объем добрых дел, что был выполнен в этом году, дает мне право утверждать, что это было не просто “мероприятие по случаю», пусть и юбилейному, нет. Это скорее, был результат многолетней, кропотливой работы всего коллектива. Это был коллективный плод постоянной, такой незаметной, на первый взгляд, работы классных руководителей, учителей ГПД. Это и результат удачного сочетания опыта и молодости, работы учителей — наставников с пришедшими молодыми учителями. Это — добрые “ласточки” набирающего процесса внедрения разных форм местного самоуправления и поддержка руководством школы всех интересных инициатив учащихся и педагогов.

Это был своеобразный срез вариантов общественной работы с использованием накопленного многолетнего опыта, разумного применения новых технологий и неподдельного интереса всех, в создании чего-то такого, что достойно можно было предъявить всем,пережившим эти суровые годы голода, лагерных унижений, нечеловеческих лишений, выживания и труда во имя детей и внуков. Это была и их форма благодарности всем павшим и ныне живущим.

Я всматривалась в их лицах на разных этапах работы, на пути к заключительному финалу, и радовалась самым простым и мелким деталям, из которых они писали общее полотно торжества добра над злом.

Как, например, классный час “Освобождение Гатчины”-это прекрасное полотно о подвигах героев: А.Григорина, В.Гречишина, А.Перегудова, И. Марченко, двадцати пяти подпольщиков, А.Волкова, А.Манина, ополченцев. “Всех имен благородных, мы здесь перечислить не можем”, дрогнувшим голосом говорил учащийся, но подвига их мы не забудем.

Или как они активно бегали в библиотеку к Т.И. Ворониной, Н.Н. Стебневой в поисках стихотворения, которое передало бы их душевный настрой, а воспроизведение стало достойно памяти героев.

А чего стоят их описания трогательных интервью с участниками событий или описание событий из семейной хроники. Все они делали с детской непосредственностью и от всего сердца. Вот почему так приятно было получать ветеранам их отрытки, рассматривать детские рисунки и слушать песни в их исполнении.

Я смотрела на них и думала, как хорошо, что они поняли “язык добра, а ведь язык тот был не иностранным.,и жили все они не в пещере в шкуре дранной, а рядом с градом  “медного Петра”.

Победители внутришкольных конкурсов стихотворений, достойно выступили на общепоселенческом конкурсе. Выступать пере теми, кому вручали памятные знаки, в честь полного снятия блокады города Ленинграда от фашистских захватчиков, было большой честью, и они справились. Достойно выступили в старшей возрастной группе Лебедева М.(1 место),Федорова А.(поощрительный приз), в средней  — группе Наумова А.(2 место),Амбаров В.(3 место). Загрудинова И.(поощрительный приз), в младшей возрастной группе — Логошнай А.(1  место). Гребенева А.(3 место).

Кульминацией  многодневного труда явился  “Урок мужества”, который собрал ветеранов, гостей, учащихся среднего и старшего звена в Актовом зале школы. На “Уроке” присутствовал и глава администрации поселения – В.В.Зубрилин.

Вели “Урок”, Н. А. Баранихина, Т. И. Воронина, Т. Н. Архипова, М. Ю. Солонников, Е. Г. Равина. В композициях участвовали победители конкурсов, ведущие  и участники классных часов, и других добрых дел.

Этому колективу единомышленников удалось очень образно и кратко, словами, стихами, кадрами кинохроники, песнями и слайдами из школьной летописи, передать трагизм событий по освобождению, Ленинграда, Гатчины и Елизаветино. На протяжении всего “Урока” лейтмотивом звучали слова:” Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы, нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы”! С экрана смотрели в зал мужественные лица тех, кто освобождал Гатчину и Елизаветино. В.Амбаров и Логошная А. читали стихотворение “Память”, посвященное семидесятилетию освобождения Елизаветино и казалось, что в зал, поочередно, проникают звуки лета сорок первого, трагедия дней оккупации и радостные звуки освобождения сорок четвертого года.Вот эти строки: Горела заженная свеча. Минутой молчания все почтили память павших.

Жанна Гриненко.

Елизаветино

Напечатана в газете Гатчина – ИНФО №7(903) 13-02-2014г..