«Была война, была Победа, об этом будет наш рассказ»
Сравненья во век не найти,
Чтоб путь описать, что
Пришлось нам пройти!
В. Саянов
Где и как отметили «Ленинградский День победы», расскажут историки и опишут краеведы. Я же осмелюсь поделиться с Вами своими впечатлениями о том, как учащиеся, учителя и все сотрудники сельской школы Гатчинского района, подарили праздник всем нам, здравствующим бывшим детям блокады, выжившим в лагерях смерти на чужбине, выросшим вместе с войной труженикам тыла, и, конечно, себе, родителям, гостям и почтили память павших.
Им удалось воссоздать атмосферу, которая была в те суровые морозные дни, «в тот давний год, когда был весь медалями усеян наш ленинградский небосвод».
Всего не рассказать стихом, но для всех, кто с такой любовью готовил каждый этап этого праздника, «рассказывала бумага, что шла без марки, сложена углом, и где слова горели как присяга». Их вдохновляли пожелтевшие фото из школьного музея, «где притаилась война, блокада, боль и память»! Им придавали сил воспоминания их бабушек и очевидцев, тех грозных исторических событий, сведения собранные сотрудниками библиотеки поселка. Они трудились в дружном коллективе единомышленников, который стремился воплотить задуманное в жизнь.
Трудились над реализацией этого плана классные руководители, учителя групп продленного дня (далее ГПД), коллектив меж предметного объединения учителей гуманитарного цикла, библиотекарь, член Попечительского совета — Баранихина Наталья Алексеевна и родители Елизаветинской средней школы. Им удалось добиться того, что при всей сложности обсуждения и трактовки темы, в каждой аудитории всегда было уютно от внимания и благодарности к тем, для кого они так вдохновенно творили. Так ничего не подозревая, они все вписывали свои имена в историю семьи, рода, Елизаветинской средней школы (далее МБОУ «Елизаветинская СОШ») и поселения.
Добрые дела включали в себя: выставку книг в библиотеке «Был город – фронт, была блокада», фотовыставки основных событий по освобождению Гатчины (Красногвардейска) и Гатчинского (Красногвардейского) района от фашисткой оккупации, выставки детских рисунков «Война глазами детей», приглашения на «Урок мужества», поздравительные юбилейные открытки для ветеранов, созданные детьми. А еще, были мини-сочинения, классные часы — «Я с вами говорю из Ленинграда», «Подвигу твоему Ленинград», тематические экскурсии по залу «Боевой славы» — музея школы, участие в акции «Свеча памяти», возложение венка на братской могиле в деревне Раболово. Были встречи с участниками тех событий и участие в конкурсе стихотворений, как школе, так и в Сельском культурно-библиотечном комплексе. Притворить все это в праздник, помогли царящая атмосфера сотрудничества, использование современных технологий и детская жажда к познанию и творчеству, что так счастливо возвращается в школу. Одно то, что к работе подключились даже «закоренелые скептики», подтверждает эту мою смелую догадку. Я давно не наблюдала такого творческого порыва и единодушия в реализации задуманного. Вы прочтите мини – сочинение Романа Яковлева, вспомните его выступление на классном часе, и вы поймете, что « лед тронулся, господа…»! Да, «мы не вечны, но тем дороже каждый плотно прожитый миг» рядом с этим ершистым и эмоциональным поколением.
Я присутствовала в школе при рождении многих добрых дел, и мне показалось, что детям было особенно близко то, что в том январе, мы тоже были дети, что родились в войну и повзрослели с ней. И если, не бросали зажигалок с крыши, то выросли на девятьсот блокадных дней. Сегодня дети мира, счастья ждут. И нам их обвинять ни в чем не надо. Они так много знают о блокаде, об оккупации района и села. А что не знают, мы расскажем, а будет нужно, то они прочтут.
В МБОУ “Елизаветинская СОШ” хранят разные традиции. Одной из них является “Урок мужества”. Я посещала такие уроки неоднократно, но тот энтузиазм и объем добрых дел, что был выполнен в этом году, дает мне право утверждать, что это было не просто “мероприятие по случаю», пусть и юбилейному, нет. Это скорее, был результат многолетней, кропотливой работы всего коллектива. Это был коллективный плод постоянной, такой незаметной, на первый взгляд, работы классных руководителей, учителей ГПД. Это и результат удачного сочетания опыта и молодости, работы учителей — наставников с пришедшими молодыми учителями. Это — добрые “ласточки” набирающего процесса внедрения разных форм местного самоуправления и поддержка руководством школы всех интересных инициатив учащихся и педагогов.
Это был своеобразный срез вариантов общественной работы с использованием накопленного многолетнего опыта, разумного применения новых технологий и неподдельного интереса всех, в создании чего-то такого, что достойно можно было предъявить всем,пережившим эти суровые годы голода, лагерных унижений, нечеловеческих лишений, выживания и труда во имя детей и внуков. Это была и их форма благодарности всем павшим и ныне живущим.
Я всматривалась в их лицах на разных этапах работы, на пути к заключительному финалу, и радовалась самым простым и мелким деталям, из которых они писали общее полотно торжества добра над злом.
Как, например, классный час “Освобождение Гатчины”-это прекрасное полотно о подвигах героев: А.Григорина, В.Гречишина, А.Перегудова, И. Марченко, двадцати пяти подпольщиков, А.Волкова, А.Манина, ополченцев. “Всех имен благородных, мы здесь перечислить не можем”, дрогнувшим голосом говорил учащийся, но подвига их мы не забудем.
Или как они активно бегали в библиотеку к Т.И. Ворониной, Н.Н. Стебневой в поисках стихотворения, которое передало бы их душевный настрой, а воспроизведение стало достойно памяти героев.
А чего стоят их описания трогательных интервью с участниками событий или описание событий из семейной хроники. Все они делали с детской непосредственностью и от всего сердца. Вот почему так приятно было получать ветеранам их отрытки, рассматривать детские рисунки и слушать песни в их исполнении.
Я смотрела на них и думала, как хорошо, что они поняли “язык добра, а ведь язык тот был не иностранным.,и жили все они не в пещере в шкуре дранной, а рядом с градом “медного Петра”.
Победители внутришкольных конкурсов стихотворений, достойно выступили на общепоселенческом конкурсе. Выступать пере теми, кому вручали памятные знаки, в честь полного снятия блокады города Ленинграда от фашистских захватчиков, было большой честью, и они справились. Достойно выступили в старшей возрастной группе Лебедева М.(1 место),Федорова А.(поощрительный приз), в средней — группе Наумова А.(2 место),Амбаров В.(3 место). Загрудинова И.(поощрительный приз), в младшей возрастной группе — Логошнай А.(1 место). Гребенева А.(3 место).
Кульминацией многодневного труда явился “Урок мужества”, который собрал ветеранов, гостей, учащихся среднего и старшего звена в Актовом зале школы. На “Уроке” присутствовал и глава администрации поселения – В.В.Зубрилин.
Вели “Урок”, Н. А. Баранихина, Т. И. Воронина, Т. Н. Архипова, М. Ю. Солонников, Е. Г. Равина. В композициях участвовали победители конкурсов, ведущие и участники классных часов, и других добрых дел.
Этому колективу единомышленников удалось очень образно и кратко, словами, стихами, кадрами кинохроники, песнями и слайдами из школьной летописи, передать трагизм событий по освобождению, Ленинграда, Гатчины и Елизаветино. На протяжении всего “Урока” лейтмотивом звучали слова:” Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы, нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы”! С экрана смотрели в зал мужественные лица тех, кто освобождал Гатчину и Елизаветино. В.Амбаров и Логошная А. читали стихотворение “Память”, посвященное семидесятилетию освобождения Елизаветино и казалось, что в зал, поочередно, проникают звуки лета сорок первого, трагедия дней оккупации и радостные звуки освобождения сорок четвертого года.Вот эти строки: Горела заженная свеча. Минутой молчания все почтили память павших.
Жанна Гриненко.
Елизаветино
Напечатана в газете Гатчина – ИНФО №7(903) 13-02-2014г..