«НА ТО ОНА И ЖИЗНЬ, ЧТОБЫ БЫТЬ РАЗНОЙ»
Сейчас скажу красиво:
хочешь быть мастером,
макай свое перо в правду.
Ничем другим больше
не удивишь!
В. Шукшин.
29 апреля 2014 года в издательстве РА «Ореол — ИНФО» вышла в свет книга рассказов Ирины Елочкиной «ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ ВАСИЛИСА».
Жизнь, такую разную и непредсказуемую, во всей ее многогранности и великолепии, представила на суд читателей, Ирина Ивановна.
Открыв, еще пахнущую типографской краской книгу, с прекрасным дизайном от Ольги Роговой, шикарным полиграфическим исполнением от издательства, неповторимыми работами художника – оформителя Ольги Краевой, я «улетела» на эту «звезду». Признаюсь, мне очень не хотелось возвращаться, но желание передать чувство, охватившее меня, оказалось сильнее.
Разве можно такое выдумать? Нет, это невозможно, по определению. Это нужно пережить, об этом можно услышать, подсмотреть, быть очевидцем или участником описанных событий, человеческих судеб, страстей и бед, чтобы увидеть во всем этом торжество человеческого духа. После прочтения каждого рассказа, выводишь «свое восприятие мира на более высокий уровень, которым сможешь воспользоваться независимо, где и когда мы находимся». Эта книга – искупление, восхищение, сохранение традиций. Если это помогло Ирине и ее героям справиться с бедами, смешными и неожиданными обстоятельствами, вероятно, это поможет и нам, ее читателям.
От всех рассказов Ирины Елочкиной, несмотря на сложные и трагические события, развязки и самые разные «обстоятельства», струится свет! А еще, пусть простит меня автор за это мысль, в них видятся очертания увлекательных сценариев и кинолент для нашего фестиваля «Литература и кино».
В книге есть рассказы со множеством сюжетных линий, есть короткие истории об одной героине или герое, — рассказы от первого лица, но везде сочными красками «выписаны» разные человеческие судьбы и характеры. Для каждого из них, Ирина, находит такие емкие и точные характеристики, что ты невольно узнаешь в них себя, родственников, своих соседей, друзей, коллег и односельчан. C первой же прочитанной строчки покоряет точное и изысканное употребление автором русского языка.
Как же тепло становится на душе, когда, закрыв последнюю страницу, ты понимаешь, «что этот затравленный обстоятельствами народ, сохранил свою жизненную силу, не растерял гуманистические ценности, — любовь к своей малой родине, родному языку, веру в человека и его высокое предназначение». И так хочется, по – гоголевски, воскликнуть: «Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью»!
В первом рассказе, «Степан и Степанида», много действующих лиц. Это и Серафима, «с которой и поужинать спокойно нельзя», по мнению Степана. Это — ученик Коля, который «полностью согласен с Маяковским» по основным жизненным вопросам, и «чувственная» Лидия Петровна, взявшая на себя смелость обсуждать «мужские достоинства» там, где «земля полнится слухами быстрее, чем навозом в огородах». А трогательному, и такому знакомому в нашей дачной округе, образу петербурженки Степаниды, в которую с первого взгляда влюбился Степан, можно простить и «устрашающий раскрас» и умение приготовить одно единственное блюдо. Родная сестра и ее муж увидели только «раскрас», столешницу, распухшую от воды после мытья посуды Степанидой, и залитую водой ванную в их квартире. А Степанида восторгалась своей «замечательной сестрой и ее мужем», рассказами Степана о достопримечательностях города и приветливыми продавцами сельского магазина. Она приняла приглашение Степана, остаться в его доме, заявив сестре, что «давно его знает» и не услышала брошенное в ее адрес — «дура». И только Степан рассмотрел «под слоем макияжа свою «красивую женщину»! Счастливая улыбка украсила его лицо, когда он ранним утром увидел Степаниду, «плещущуюся» в бочке для полива. Степан знал, что до глубокой старости ему будет приятно беседовать с женщиной, которая умеет слушать и ценить красоту его дома, сада и огорода. Вот вам и ответы на вопрос: «Кто может назвать себя прекрасным человеком»?
Трагедия, случившаяся с обитателями дома с высокого берега Томанги, не оставляет равнодушным («Этой зимой была весна»). Здесь — три ярких образа, три судьбы, три характера. Катерина, что выпросила у иконы Николая Чудотворца встречи с мужем, трагически исчезнувшим 14 лет назад, и сохранившая «сувенир в виде двух смешных человечков в форме сердечек». Это и бережно написанный образ Михаила, с его подарком «смешного поросенка, который будет поднимать настроение его любимой жене». Запоминающийся образ медицинской сестры Нины Сергеевны сразу вызывает глубокую симпатию. Не смогла Она, у которой душа разрывалась при виде одинокого человека, погибающего «от тоски и одиночества», пройти мимо беды, постигшей Михаила. Это в ее доме жена и дочь обрели мужа и отца.
Сколько рядом с нами живет таких одиноких Иванов Егоровичей («Поздний листопад»)? Не всем из них удается вернуть «свою Аннушку». А часто тем, у кого есть такие, казалось бы, бесшабашные сельчане, как Василий. Колоритно написан образ этого человека с «золотыми руками», не заменимого в деревне, который с порога может поразить строчками из Есенина, при случае ввернуть стихи Бродского, у кого душа разрывается при виде бобыля Ивана. А чего стоит его идея с посещением театра, которая так счастливо решила судьбу Анны Васильевны и Ивана Егоровича. А как трогательно описано признание Василием своей вины перед женой и осознание причины этого. Очень знакомые персонажи!
Рассказ о посещении Питера Николаем, «мужиком с пудовыми кулаками», и его шестилетней дочуркой, мечтавшей увидеть в городе на Неве мавзолей («Нежданный гость») – просто собирательный образ жителей нашей необъятной страны от Урала до берегов Тихого океана. Какими яркими мазками очерчены «суетливые» жильцы комнаты с «Гражданки», хозяин которой забыл, что, расставаясь с Николаем на его малой родине, сказал «дежурные» слова: «Будете в наших краях, милости просим в гости». А его жена Татьяна, страдающая все три дня пребывания гостей, завидовала не суетливости Николая, «его уверенности в себе, жизненной простоте и естественности». Ее поразило, как «грубый, неотесанный мужик» может так тонко чувствовать красоту, восторгаться величием зданий, храмов и талантом великих зодчих. Не ведомо было Татьяне, что «чувство прекрасного является основой добра, основой нравственности». И только, когда Николай с дочерью уехал, до нее дошел смысл слов, что у Михаила вырвались в последний вечер: «Иногда, знаете, как болит душа. И очень чего – то жаль».
Рассказ «Клавдия» — это не только история о тихой жизни, трагической любви и уходе из жизни глухонемой от рождения женщины. Это рассказ о трагедии людей с открытым сердцем, которые «прекрасно чувствуют людей» и всегда готовы прийти им на помощь. Этот рассказ и о том, как сложно, а порой и невозможно, бывает, пережить им отвергнутое великое чувство, которое впервые касается их сердца. Все жалели Клавдию и желали ей помочь, но не знали, как это сделать. А еще рассказ о том, как не могли внять соседи, почему «городские» Лариса и Илья, каждый август отдыхающие в деревне, очень уютно чувствовали себя в маленькой комнате Клавдии. Это они откликнулись на ночной звонок о ее смерти, и впервые в январе прилетели проводить ее в «последний путь». И до боли в сердце, становится понятно, что «ничто, кроме души, не достойно восхищения».
В рассказах, о которых пойдет речь ниже, Ирина, со свойственным ей чувством такта, знания женской психологии, бережным отношением к мужчинам и братьям меньшим, «из хаоса мироздания творит красоту». А нам ничего не остается, как только вжиться в дерзания автора, чтобы постичь эту красоту. В некоторых из них, сны героев и героинь являются отличной завязкой для развития сюжета.
Наталья – врач, («Хотите, – верьте, хотите – нет») которая ушла от любимого человека, вняв «наушницам», но не поверив мужу. Она серьезно переживала эту трагедию и не могла принять для себя правильное решение. Однажды, Наталья увидела во сне бабушку, которая три года назад оставила этот мир. Видение бабушки во сне, которая сидела на лавочке в белом платочке и чистила медный кувшин, определило не только все ее поступки, но и, в конечном счете, дальнейшую судьбу. Какие нежные краски нашла Ирина Ивановна для описания бабушкиных рассказов, незатейливого быта одиноких сельских женщин и дома, который «отдал» Наталье то, что она искала!
Чем «обернулся» сон Василия Петровича, «с улыбающимся директором, запахом свежеиспеченных пирогов» и неожиданным требованием жены вернуться к «суете жизни», красноречиво описала Ирина в рассказе «Забытые желания». А к каким жизнеутверждающим выводам и неожиданным поступкам он привел Василия, и почему «в этот вечер в их окнах долго горел свет», узнайте сами.
Историю о том, как тридцатилетний Егор, любимую фотографию девушки, «растворившейся в дожде», заменил на фотографию ее отца – Василия Михайловича, в «зеленой фетровой шляпе, распевающего песни на навозной куче», вы найдете в рассказе «Фотография». Это очень сильный философский рассказ, где в уста Антонины Петровны – хозяйки комнаты, что снимал Егор, автор вкладывает ответ о причине наших бед. Это следует прочесть в одиночестве и осмыслить.
Небольшой рассказ «Розы» это — рассказ «о большом белом облаке, с тончайшим ароматом роз», что «чудесным образом» появился в бюро. А причиной всему — этот странный «лысый даритель роз», так растревоживший Ирину, и весь женский «осинник». Едва видимыми, но какими точными, штрихами, описывает автор характеры шести героев и героинь рассказа!
«Обжигающий» рассказ об отдыхе в Африке «разносторонней и нескучной женщины» Евдокии Ивановны, которая «свой жар в душе имела» и который, таки, высадил ее на отдых в экзотическом Марокко. В отличие от супруги, Антон Петрович, никак не мог «увидеть себя в сказочной стране, Алладина и Шехерезады» («Евдокия и Африка»). Антону ближе и понятней были «пироги, блины, баня с вениками и жаркое из русской печки у тещи». Представляете себе такую «гремучую смесь» желаний и интересов для летнего отдыха? Нет? Тогда ищите, у Ирины Ивановны ответы на этот счет, чтобы «не было мучительно больно» после очередного летнего заморского отдыха.
Если вам чуть больше двадцати, то рассказ «Проделки братца кролика» для вас. В этом рассказе вы узнаете о том, как судьбу своего хозяина Максима, можно сказать, определил кролик по кличке «Семеныч» и о том, что «люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств».
А вот если работа не поглощает вас полностью, как Алевтину («Дремлющие страсти»), а переполняет увлечениями и страстями, и муж приносит в дом живого озерного карася, то будьте осторожны. А если ее супруга, распирает гордость за жену, с «многочисленными» способности, да не угасла любовь к ней, единственной, то все может кончится настоящим зверинцем. Не верите? Читайте и вы узнаете «холодящие» душу подробности!
Что — то «тревожное» присутствует уже в самом названии рассказа «Музыка души». Не спешите с выводами и прочтите его до конца. И вы услышите множество историй от Тали. Героиня рассказа – парикмахер – стилист, сын которой хорошо рисует, но не может самостоятельно ходить. Название рассказа – это название картины, что нарисовал сын, но Таля не услышала этой музыки. Возвращаясь в новогоднюю ночь домой, в окружении мириады снежинок, Таля вдруг поняла, что как только сын сможет ходить без посторонней помощи, она «услышит музыку своей души и никому о ней не расскажет».
Рассказы «Немного о любви» и «Странный хороший праздник» читать лучше друг другу, если все у вас в жизни устроилось. Если еще не все, то первый можно прочесть и «братцу меньшому», за его вклад, в то, что ваша жизнь «не накрылась медным тазом». А второй, чтобы скоротать ожидание встречи с любимым, которого нет дома в ночь перед Новым годом. Вам так хочется заглянуть в зимний лес, где падает снег и сидит заяц, как в детстве, вспоминаете? И вы идете в парк, чтобы не умереть от тоски, и получаете неожиданный подарок. Об этом и о многом другом поведает этот рассказе.
Я читала в газетном варианте рассказы: «Дед», «Отец», «Островок моего детства», «Что было, то было», «Когда день сменяется ночью». Признаюсь, то, что я испытала тогда и сейчас, читая книгу, где на каждой странице, не зримо в верхнем углу страницы «присутствовала» автор, нельзя сравнить с прежними впечатлениями.
При чтении книги — все по – другому. «До разрыва сердца», ощущаешь непоправимость случившегося со всеми героями этих рассказов, и как дитя любимой игрушке, радуешься их счастливым развязкам. Здесь и глубина мысли автора, кажется бездонной.
В книге «Два дня из жизни беременной женщины», даже блуждания по псковским лесам Ирины, «декабристки» 21-го века, «отправившейся, за две недели до родов, вызволять мужа из «группы захвата» на переподготовке, выгладят очень тревожно. И только счастливый Сергей с букетом роз, забирающий Ирину из роддома, несколько снимает это напряжение.
Автор не поучает и не наставляет. Он красноречиво доносит мысль о том, что может помочь нам приходить к Богу и к тем, кого нет рядом, не с «пустыми руками». Так, «концентрация» на книге в память о сыне, стала основой полной самореализации автора. Устремление Ирины по направлению к этой цели, является верным признаком зрелости и примером для нас, что мы тоже сможем разобраться в своей боли, переживаниях и «обстоятельствах». Сын научил ее быть « сильной и слабой» и Она пришла к нему с неземной сказкой — «Звезда по имени Василиса».
Ирина Ивановна, о творческих людях, давно все сказал Гете: «Чтобы что-нибудь создать, надо чем-то быть», и к этому нечего добавить. Удачи Вам! Ждем от Вас новых светлых рассказов!
Спасибо, всем, кто сделал возможным, чтобы «Звезда по имени Василиса» стала более близкой нам, землянам.
Жанна Гриненко