Наталью Алексеевну Баранихину поздравляем с юбилеем

Наталью Алексеевну Баранихину поздравляем с юбилеем

 

Можно не написать ни одного рассказа,

не придумать песни, ни разу

не выйти на сцену, но за одно

произведение мы всегда в ответе-

за свою автобиографию, на создание,

которого нам отпущена жизнь.

                                   С. Муратов

     

     Судьба свела меня с Натальей Алексеевной Баранихиной весной 2010, когда я готовила публикацию по истории среднего образования в Елизаветино. Тогда мне пришлось беседовать со многими людьми, но беседы с ней всегда оставляли вопросы, на которые хотелось получить дополнительные ответы. В рамках той публикации невозможно было собрать и представить весь материал, о представительнице учителей, живущей и работающей в селе, женщине навсегда прикипевшей к сельскому пейзажу, его простору, многоцветью и неповторимости Ее воспоминания отличались такой живостью ума, любви к людям и жизни вообще, что требовали отдельного изложения. Выяснилось, что когда у нее появилась очевидная возможность переехать в город, она не могла изменить своим идеалам. Тогда же я узнала, что свое ремесло она выбрала еще в раннем детстве. Выяснилось, что любимым детским занятием была игра « в школу», где младшая Наташа всегда была «учительницей». Это был какой-то «российский вариант» выбора профессии и мне хотелось узнать о причине и мотивах такого выбора. С каждой беседой Наталья Алексеевна «дорисовывала» свой портрет, где явно проступали черты человека волевого, терпеливого, с незаурядной интуицией, желающего быть на виду, до всего докопаться и прекрасно знающего себе цену. Ей было интересно быть заводилой, без какого – либо налета превосходства над окружающими. Ей удавалось увлечь своих коллег, так как она сама была не просто увлечена, а «больна» делами школы. И мне доверительно призналась, что это «бросало тень» на семейное счастье. О таких женщинах обычно говорят, что они «есть, а не выглядят»! У нее и имя было женской формой от старинного имени, Наталий, от латинского, наталис – родной. Обращало внимание ее очень глубокое знание вопросов, которые мы обсуждали. Она с уважением отзывалась о людях, с которыми проработала более сорока лет, оценивала их по заслугам, но постоять за себя и свои дела могла любыми способами, если обвинение было обидным или не справедливым. В одной из бесед, я попросила Наталью Алексеевну дать свой «пунктирный портрет». Она  сказала, что получится «гремучая смесь» из Скорпиона с кошкой и нарцисса с янтарем.  Я заметила, что ей больше «подходит» традиционный «набор» из Девы с ежом и валерианы с кровавиком. Она сама рассказывала, что от обиды свивалась в клубочек, а по случаю, могла и уколоть. Над «портретами» в таком варианте мы от души посмеялись, но по сути, замечаний от Натальи Алексеевны не было. Мы договорились встретиться, как только выйдет случай.

Известие о том, что Наталья Алексеевна мечтает 11 ноября встретить 75-летний юбилей в домашнем кругу с детьми, повзрослевшими внуками и многочисленными родственниками, очень походил на такой случай. Это – ее право и прекрасный выбор с медицинской точки зрения.

Двадцать девятого октября (День рождения Комсомола) я сочла подходящим днем, когда можно получить ответы на происхождение ярких страниц в ее автобиографии, и я не ошиблась. Мы договорились встретиться в зале Елизаветинской средней школы (далее-ЕСОШ), где группа энтузиастов, во главе с нынешним директором школы и неутомимой Натальей Алексеевной, по крупицам пытается восстановить семидесятилетнюю историю ЕСОШ «в рассказах и картинках». Тут же выяснилось, что Наталья Алексеевна основательно подготовилась к нашей встрече. В качестве поздравления с Праздником явила свой «новехонький» комсомольский билет с миниатюрным комсомольским значком. Тут же, с молодым блеском в глазах и гордо  вскинутой головой, сообщила о поиске, удачно завершившимся приобретением фотографии октябренка из ЕСОШ и формы для мальчиков советского образца с этикеткой! Для будущего музея были получены прекрасные экспонаты. Помните у Окуджавы, «Вы в глаза её взгляните, как в спасение свое»! И в этот миг, глядя на неё, я поняла почему « в паруса ее яхты» всегда дул и дует попутный ветер. Если у нее что-то не получалось в жизни или на работе, она, по ее признанию, не спешила с резкими переменами и выводами. Она кропотливо искала, меняла подходы к тому, что на первый взгляд казалось почти неизбежным. Как все сильные люди, она умела ждать. «Такой опыт давался не просто, но позволял понять жизнь, а значит и «суть вещей», откровенно призналась Наталья Алексеевна. А если ветер вдруг стихал, она включала двигатель «внутреннего сгорания» и удача расправляла эти паруса. А чтобы не отказало все и сразу, она кропотливо готовила «смену для всех палуб». Время, когда могло отказать все, предвидела тонким аналитическим умом. Она знала, что «уйти нужно тогда, когда тебя еще просят остаться, а не тогда, когда не дождутся, чтобы ты ушла». Так она и сделала. «Я ухожу», сказала она тринадцать лет назад Надежде Владимировне Телесниковой, оторопевшей, как казалось, от необычности фразы Натальи Алексеевны — директора ЕСОШ, председателя Совета директоров школ Гатчинского района, «а ты работай»!

Я продолжала «узнавать» Наталью Алексеевну, а Она выкладывала на стол пожелтевшие фотографии прошлых столетий, более поздние фотографии из семейного альбома, Похвальные листы, наградные книжки, разных лет и достоинств. На стол ложились вырезки из газет прошлого века, альбомы презентаций и многое из того, что будет использовано для создания экспозиций второго школьного музея, в создании которого Она принимает самое активное участие. Наталья Алексеевна протянула мне несколько фотографий, пожелтевших от времени. «Это — представители двух известных родов Карзовых и Шпаковских», тихо сказала она. Это были прадедушка и прабабушка  Натальи Алексеевны. Их дети, Карзов Д.А(1868-1916) и Шпаковская Л.С.(1874-1959), создали семью. В этом браке священника и матушки Лидии, родилось восемь детей, одной из четырех девочек и была будущая мама Наташи. А дальше прозвучала гнетущая фраза Натальи Алексеевны: «О том, что мой дедушка был священником, мы узнали только после ухода, в мир иной, бабушки Лидии».

Почудилось, что я сейчас получу ответы на интересующие меня вопросы. Это в семье священника и матушки Лидии, получившей прекрасное образование, закладывались детям зерна воспитания, которыми славилась российская глубинка. На минуту показалось, что фотографии, сами готовы «заговорить» и поведать мне много интересного. Из этого состояния раздумья, меня вывел голос Натальи Алексеевны.

« Бабушка, во время разрухи и хаоса, войны и послевоенного восстановления страны, смогла не только сохранить жизнь детям, но и дать воспитание, содержание и путевку в жизнь. Девочки выбрали профессию учительскую, а мальчики предпочли технические специальности. Лидия Станиславовна всегда была предметом притяжения и уважения многочисленных внуков и правнуков. Это бабушка привнесла в мой мир такие понятия, как умение одеваться и уделять внимание здоровью, как желание в детстве определиться с выбором «ремесла», как сохранить любовь к выбранной профессии и интересоваться заботами и проблемами окружающих. Ее ежедневная забота обо всех, умение каждый свой день наполнить содержанием, не могли не привлекать наши пытливые детские умы. Она своим примером, обучала нас ценить человеческие отношения. Бабушка, в постоянной заботе о будущем своих детей и внуков, сумела очень достойно примерить прошлое и настоящее. Это мы очень хорошо поняли с годами и использовали ее опыт в своей жизни и работе. Спустя годы, я поняла значение и смысл ее слов, о том, что выбирая профессию учителя, человек прикасается к высочайшему искусству – образовать человека, существо не только самое сложное по природе своей, но и самое непостоянное и практически не обучаемое. Мама, больше воспитывала поучениями и правилами. Я помню ее в начальной школе, как строгую и требовательную учительницу. Встреча в школе-семилетке села Шалово Лужского района с учителями –предметниками, божьей милости, Потаповым П.Н (русский язык) и Желудковой А.А.(история), определила выбор факультета для обучения в Новгородском педагогическом институте. Первым местом работы была школа – восьмилетка в деревне Пятилипы (1961-1964) Новгородской области. Это были «мои первые университеты» в роли учительницы русского языка, о которых там помнят и благодарят. Этот опыт работы, как первая любовь, остался навсегда в душе и в моем учительском портфеле, который я ещё сорок лет пополняла в Елизаветинской средней школе». Помолчав, Наталья Алексеевна продолжила: «Это на заре освоения своей профессии мне казалось, что меня любят и ценят за то, что я хорошо делаю свое «дело». Только пройдя разные ступени своей профессиональной лестницы, я усвоила, что так было от того, что хороши были те, кто так оценивал меня, кто готов был прийти на помощь при штурме сложных вершин учебно-воспитательной и методической работы в ЕСОШ и в Совете директоров. Важно своевременно выделять вершины, которые ты со своим «рюкзаком» взять уже не сможешь, отойти в сторону и найти дело для души».

 Мы еще очень многое обсудили, но об этом я расскажу Вам по случаю, что явится позже. Вот так, Наталья Алексеевна «подписалась» под словами Лихачева Д.С., что «в молодости формируется не только человек — формируется вся его жизнь, все его окружение…. Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых друзьях, но приобретенных в молодости. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности.

Учителя, сотрудники, родители и ученики просили передать Наталье Алексеевне слова признательности и благодарности за все, что Она делала и, продолжает делать в ЕСОШ. Пусть в вашей жизни будет то, что делает её прекрасной: улыбки друзей, подарки и приколы внуков, приятные встречи и незабываемые праздники – все, что может подарить Вам  радость и отличное настроение, Наталья Алексеевна!

                                 Жанна Гриненко

Напечатано в газете Гатчина – ИНФО от 14 ноября 2013г.