«Классный, самый классный – 2014»

Если тебе не нравится
то, что ты получаешь,
измени то, что ты делаешь.

К. Кастанеда.

При поддержке Комитета образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области, 18 апреля в МОУ «Гатчинский лицей №3», завершил свою работу Муниципальный этап восьмого конкурса «Классный, самый классный-2014».
«Необычным» в этом конкурсе было то, что, в числе соискателей на награды, впервые принимал участие мужчина- учитель русского языка и литературы из МБОУ «Елизаветинская средняя общеобразовательная школа» Михаил Юрьевич Солонников. Он оказался не только конкурсантом, но и полным тезкой поэта, молодым специалистом, и автором нескольких поэтических сборников.
Блистательное открытие конкурса разноголосьем хорового коллектива Гатчинского Лицея №3, очень точно настроило камертон выступлений конкурсантов. Ведущие концерта и конкурса, Егорова Е.А., Черяк А.М., и творческие коллективы Лицея №3 прекрасно «подготовили» аудиторию для восприятия конкурсных воспитательных программ.
Ведущие представили участников конкурса. От Коммунарской СОШ №2 и СОШ №3 свои работы защищали Васильева М.В, Ельцова Е.В. и Дубовикова Е.Е..
Кораблева В.И. из Гатчинской НОШ №5 и Глушаченко Я.Ю. из Гатчинской СОШ №2 представляли интересы культурной столицы области.
За дачную столицу района выступали Бруханская Е.А. из Сиверской гимназии, Козыр Г.В. из Сиверской школы – интерната и Мезенцева М.А. из Сиверской СОШ №3.
На суд взыскательного жюри, любопытной и «заинтересованной» аудитории, согласно жеребьевкам, конкурсанты представили свои программы. Так со сцены, восемь прекрасных дам и Михаил Юрьевич, убедительно продемонстрировали, что любые действия вырастают на основе цели, а реализация задач может стать способом интересного сосуществования учителей с родителями, учениками, коллегами и руководителями школ. Предлагаемые ими воспитательные программы звучали, как надежный вариант спасения парадигмы современной школы и верный источник воспитания гражданина и патриота, влюбленного в свою малую родину. Казалось, что все девять участников одновременно услышали призыв Тома Батлера – Боудена: «Делайте все, что угодно, но обязательно делайте».
Всем участникам удалось убедительно показать, что и как можно противопоставить «бессмысленным усилиям» по воспитательной работе с подрастающим поколением. Все, что звучало со сцены и высвечивалось на большом демонстрационном экране, можно было отнести в разряд «педагогического лекарства», если бы в зале не было взыскательного жюри. Предлагаемое конкурсантами понимание выхода из «обстоятельств», вооружало возможностью не мириться с общепринятым положением в этом виде деятельности школ.
Опыт, которым Они так щедро делились со всеми, поднимал в собственных глазах не только учителя, но и родителей в глазах своих детей.
Галина Владимировна Козыр, в своей программе «Сиверская — капелька России», продемонстрировала, как понимание даже самого проблемного ребенка, увеличивает ресурс терпения учителя. Она и ее дети очень убедительно доказали, какие при этом открываются дополнительные возможности для сочувствия и самоуважения. Этого великого качества – способности к самоуважению, так иногда не достающего в подобных коллективах. Ей наглядно удалось показать, что это — то, «что дает силы быть учителем, и вообще быть».
От причудливых названий программ и красочных представлений захватывало дух. Это и программа «Прямо по курсу» от Марины Владимировны Васильевой с «инопланетянами», и — «Мы вместе» от Вероники Ивановны Кораблевой, где были сообщены секреты устранения трудностей при реализации лучших свойств личности каждого ученика, и подтверждена мысль, что счастливые дети бывают только у счастливых родителей.
Было еще и «Дело», во всей его привлекательности, от Елены Александровны Бруханской. Как точно прозвучали ее слова: «Они все знания добудут, но как узнать, что в них (детях) внутри»! И чтобы ребята не растеряли таланты, они предлагают им «Дело». Все это Она не считает работой, а определяет коротким словом «это — моя жизнь».
Елена Викторовна Ельцова «закружила» всех в «Хороводе дружбы» и показала, как школа может быть одновременно домом, мастерской культурного досуга и заведением, воспитывающим одаренных и талантливых граждан.
И вот «шагнул к рампе» Михаил Юрьевич. Зал затих, словно ждал поднятия занавеса. Он сразу завладел вниманием аудитории и показал, что театр для детей есть хлеб насущный. В считанные минуты он убедил всех, как необходима детям практика превращений, опыт волшебства в свете софитов. Доказал, что подобная психотерапия рампой нужна не только учителю и ученикам, но и их родителям. Видимо, уже в самом названии программы — «Подмостки», было что-то ностальгическое и завораживающее для всей учительской аудитории, присутствующей в зале. И стало ясно, что «учитель, который видел своего ученика в свете блеска софита, не сможет его «убить» на уроке математики или русского языка». А его ученики, так демонстрировали эффективность программы, что никто не мог остаться равнодушным. Михаил Юрьевич покорил всех своим красноречием – «искусством говорить так, чтобы те, к кому он обращался, слушали его без труда, с удовольствием, были захвачены темой и «подстрекаемые» самолюбием, захотели поглубже в нее вникнуть». Он не обманул ожиданий зала.
Яна Юрьевна Глушаченко представила свою программу «Познай себя», где очень тонко оценила подростковый «тусовочный» возраст. Для подростков, которые, по большей части, заняты только собой, Она предложила варианты таких «тусовок», которые более эстетичны и экзотичны, чем непредсказуемая улица или темная подворотня.
Мария Александровна Мезенцева со своей программой «Бегущая по волнам», как – будто услышала Януша Корчака, который призывал бежать от «бессмысленного напряжения». Учителю всегда было трудно, а если он весь жар своей души вкладывает в детей, ему тяжелей вдвойне. И чтобы на этом пути обрести силы и радость он внедряет свои проекты. Потому, как она весело «бегала» по волнам, было ясно, что силы ей придает воздух сотворенного. И этой радостью Она щедро поделилась со всем залом.
Вариант ответа на вопрос, от чего зависит будущее учеников, предложила в своей программе «Будущее зависит от тебя», Елена Евгеньевна Дубовикова. Здесь рефреном звучала мысль о повышении роли учителя и семьи. Она представила структурно-функциональную модель, помогающую ее питомцам сделать правильный выбор будущей профессии. Это — вариант модели, способный оградить выпускников от жизненных разочарований, связанных с неадекватным выбором будущей профессии. А в заключении предостерегла: «Нельзя все сводить только к учению, иначе жизнь ученика станет невыносимой».
Это был не просто конкурс. Это был день, когда мы все стали свидетелями торжества Слова, которое позволило соединить, казалось бы, несовместимое в реальной школьной жизни, давая волю самой необузданной учительской фантазии. Слово в сочетании с новыми технологиями, дало возможность конкурсантам и их ученикам, представить сложные программы в очень доступной форме и снискать симпатии жюри и зала. Все это было делом девяти учителей и их учеников, а признание этого должно было стать делом других, т.е. – жюри.
Дружной стайкой члены жюри удалились на совещание, а в зале учащиеся общеобразовательных школ и творческих коллективов Гатчины срывали заслуженные аплодисменты и дарили улыбки группам поддержки и уставшим конкурсантам.
И вот наступила «минута признания» — оглашение итогов конкурса. Эту почетную миссию выполняли председатель жюри — Светлана Николаевна Максимова и член жюри Гайдамакова Татьяна Юрьевна, а помогали им вручать дипломы, подарки и цветы – заместитель председателя Комитета образования ГМР Галина Ивановна Михельсова, председатель территориального Комитета профсоюзов работников образования — Валентина Васильевна Криворук.
Много добрых слов, пожеланий и признания качества, представленных программ, было сказано в адрес каждого из участников, лауреатов и победителей в разных номинациях. «Руководящий взгляд» Галины Ивановны не оставил без внимания и первое появление в конкурсе учителя, который стал Лауреатом Муниципального этапа конкурса, и получил высшую оценку за представление своей программы. Дипломы Лауреатов муниципального этапа конкурса «Классный, самый классный-2014» были вручены: Ельцовой Е.В., Глушаченко Я.Ю., Козыр Г В. Зал приветствовал Кораблеву В.И. и Мезенцеву М.И., которые стали его Победителями, и будет представлять Гатчинский район на областном этапе одноименного конкурса в своих номинациях. Аплодисментами провожали в зал всех участников награждения, и в них звучало пожелание — «Берегите свой дар: он от Бога и большого труда!»
На прощанье прозвучала песня в исполнении директора МОУ «Гатчинский Лицей №3» Линчевского Евгения Эдуардовича. Это был подарок от всего сердца!

Жанна Гриненко

заметкаКлассный. самый классный!Статья напечатана в газете «Гатчина — ИНФО» 24 апреля №17 (913)