ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОКУРАТУРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Памятка для юридических лиц
«Организация антикоррупционной политики
в организациях и на предприятиях»
Коррупция представляет собой одну из серьезных проблем современной России.
В последние годы все больше внимания привлекает к себе проблема коррупции в организациях и на предприятиях.
Необходимо отметить, что коррупция в организации может привести не только к уголовной ответственности руководства, но и к подрыву деловой репутации, значительным финансовым потерям именно поэтому антикоррупционная политика для бизнеса должна иметь первостепенное значение.
Основным нормативно-правовым актом в вопросе борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее также – Закон о противодействии коррупции).
Согласно закона, противодействие коррупции представляет собой деятельность органов власти, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу ч. 1 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений распространяется на все организации, вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.
В соответствии с ч. 2 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации изданы Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, опубликованные на сайте: http://www.rosmintrud.ru.
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, обеспечив своевременное ознакомление с ними работников организации.
В локальных нормативных актах, регулирующих вопросы предупреждения и противодействия коррупции, необходимо отражать следующие вопросы:
— цели и задачи внедрения антикоррупционной политики;
— используемые в политике понятия и определения;
— основные принципы антикоррупционной деятельности организации;
— область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие;
— определение должностных лиц организации, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;
— определение и закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
— установление перечня реализуемых организацией антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения);
— ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики.
Обязанности работников организации в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть общими для всех сотрудников организации или специальными, то есть устанавливаться для отдельных категорий работников.
При этом при выстраивании эффективной антикоррупционной политики критически важным является понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками данной конкретной организации с учетом специфики ее деятельности, в рамках каких бизнес-процессов такие правонарушения наиболее вероятны, каковы возможные способы или схемы их совершения и к каким последствиям они могут привести.
Основополагающим элементом системного и последовательного подхода к предупреждению коррупции в организации является оценка коррупционных рисков, и именно с нее рекомендуется, по возможности, начинать процесс внедрения антикоррупционных мер.
Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции в организации является выявление и урегулирование конфликта интересов.
При внедрении в организациях мер по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов следует учитывать, что в настоящее время разные определения понятия «конфликт интересов» и процедуры его урегулирования закреплены в целом ряде нормативных правовых актов.
Во-первых, соответствующие нормы содержатся в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также в принятых в его развитие статьях Трудового кодекса Российской Федерации.
Во-вторых, требования по предотвращению и урегулированию конфликта интересов закреплены в ряде федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на регулирование отдельных видов деятельности. При этом и понимание конфликта интересов, и механизмы его регулирования в разных видах деятельности могут существенно различаться.
В-третьих, нормативные правовые акты, определяющие правовое положение организаций отдельных организационно-правовых форм, хотя обычно и не содержат прямого упоминания конфликта интересов, но зачастую устанавливают чрезвычайно важные, с точки зрения его регулирования, правила совершения сделок с заинтересованностью.
Подобные правила установлены, в частности:
— для организаций, вовлеченных в процесс формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений (ст. 35 Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», ст. 36.24 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»);
— для профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компании инвестиционных фондов (ст. 3 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; ст. 39 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»);
— для кредитных организаций (Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»);
— для организаций, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность (ст. 75 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);
— для аудиторских организаций (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
— для акционерных обществ (ст. 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);
— для обществ с ограниченной ответственностью (ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
— для некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Предупреждение коррупции в деятельности организации должно представлять собой комплекс мер, направленных на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними локальными документами, обеспечивающими недопущение коррупционных проявлений.