«Жить не для себя смогла елизаветинка»

Публикация статьи Катерины Горенковой в газете «Спектр Гатчина» № 37 (758) от 15.09.2010 года стр. 4.

Жить не для себя смогла елизаветинка

15 августа 2010 года. Елизаветино.

Вера Ивановна Савина празднует свой 86-й день Рождения. Заведомо в гости никого не приглашала: кто помнит, тот сам придет. Муж именинницы помогает накрыть на стол. Утро. В доме тихо и спокойно.

Стук в дверь. На пороге гость, с цветами, подарками. Гостеприимные Савины приглашают его за стол. Через несколько минут стук повторяется: пришел еще кто-то поздравить именинницу. Потом еще гость, и еще – дом наполняется. Одни, поздравив, уходят, другие только еще приходят – и так весь день. Комнаты наполняют запахи цветов, раскрашивают яркие упаковки подарков.

Весь день Вера Ивановна на ногах, и от того счастлива: «Значит, не забыли! Значит, помнят!» Последний гость пожаловал в 11 часов вечера.

Уже ближе к ночи в душе пенсионерки борются два чувства: дикой усталости и радости, наполняющей каждую клеточку организма.

Радости за то, что увидела их, своих детей, радости за то, что они так тепло к ней относятся, гордости за их красоту и успешность. Сколько у нее детей, Вера Ивановна, и сама не может сосчитать. За 42 года работы в школе сколько их прошло через ее руки! И каждый ее, родной, любимый. Про каждого может вспомнить: каким был, как учился, какие таланты развивал. Многими гордится: учителями, капитанами, генералами, юристами. В Газете находит фотографию Андрея Ивановича Ильина, главы Гатчины и Гатчинского района, и рассказывает: «Андрюша очень хорошо учился, был активистом, общественником. Умный, толковый, хороший. Я горжусь им!»

А ведь все могло сложиться иначе: в юности Вера Ивановна мечтала стать врачом. Карты спутала война…

— В 1941 году мы с отцом и матерью переехали из Белоруссии в Елизаветино. – Рассказывает В.И. Савина. – Я только окончила школу, 10 классов, и всеми мыслями была в мединституте. Но тут началась война.

Наш район попал в оккупацию. Мы с родителями пытались бежать, хотели прямо на Красное Село пройти. В Таровицах немцы нас взяли в плен. Два с половиной года мы трудились на фашистов: чистили унитазы, мыли посуду, работали в пекарне. Лишь в январе 1944 года нас высвободили из плена.

Вернулись в поселок, здесь была разруха. Мой отец был учителем, он-то меня и сагитировал идти работать в школу. Я и права-то не имела учить детей – у меня образования не было, но тогда 10-классного образования оказалось достаточно. Тогда можно было любой предмет выбрать. С математикой у меня плоховато было. Литературу любила, но из-за того, что окончила белорусскую школу, делала много ошибок, порой неправильно ударение ставила. Поэтому решила преподавать историю. Мне выдали классы. Они маленькие были, в ином всего пять человек училось и дети были взрослые, некоторые моложе меня всего на один год.

Так однажды меня директор к себе вызывает и говорит, что в моем классе на девушку Раю поступила жалоба: в гости к мальчику она зачастила. Тогда это было неприличным. Я вызвала Раю, стала ей говорить: «Не торопись, окончи школу сперва, потом в институт поступишь, работать пойдешь. Будут у тебя еще кавалеры!» А Рая мне и выдает: «Вера Ивановна, вы же тоже молодой были!» А я всего на год Раечки старше! Почему-то учитель всегда воспринимается намного старшим.

Директор потом рассказал моим ученикам сколько мне лет. Они меня стали как друга воспринимать. После того, как школу закончили, и вовсе друзьями стали. С Раей мы, например, до сих пор общаемся. Она сейчас в Белоруссии живет.

На заре своей карьеры хотела уйти из школы. У меня был 5б класс, детдомовские дети. Шумные, крикливые – урок невозможно было вести. Пришла как-то домой расстроенная и говорю отцу: «Я ухожу из школы. У меня ни опыта, ни призвания». Рассказала про свой пятый класс, а папа мне и говорит: «Они шумели, а ты, наверное, кричала». Я даже удивилась прозорливости родителя: «И указкой по столу била». Тогда отец дал мне совет, который я запомнила на всю жизнь: «Не кричи ни в коем случае. Они шумят, а ты сделай замечание и замолчи».

На следующий день я так и поступила. Дети так удивились, замолчали и стали внимательно слушать меня. С тех пор не помню случая, чтобы я кричала на детей. За все мои годы работы серьезных стычек с детьми у меня не было. Я их очень любила, и они отвечали мне взаимностью. В этой работе иначе нельзя.

В 1949 году окончила педагогический университет имени Герцена. А вскоре кроме истории стала вести обществоведение, право, а ближе к пенсии и домоводство.

С первых дней работы в школе стала вести драматический кружок. Ставили классику: отрывки из «Ревизора», «свои люди сочтемся», пьес Чехова и многих других писателей. Выступали на школьных вечерах, в клубе. На нас приходила посмотреть вся деревня. Как-то раз даже ездили на смотр самодеятельности. Нас наградили поездкой по «Золотому кольцу».

Вела активную общественную работу. Руководила обществом знаний. Выступали с докладами в деревнях, на предприятиях, в совхозах. Вела политкружок, хотя сама коммунисткой не была. Даже не знаю, почему мне доверили эту работу.

Около 20 лет была народным заседателем в суде. Мне очень нравилась эта работа. Так как я вела право, многое черпала из судебных заседаний, а потом приводила в качестве примера на уроках. Некоторые судьи приезжали ко мне в школу, проводили занятия с детьми.

Была депутатом нескольких созывов сельского совета, руководила культурно-массовым просвещением. На пенсию вышла в 1984 году, хотя работала еще до 1987 года. Страшно было уходить из школы. Очень любила своих детей, не представляла жизни без них.

Но жизнь не отвернула от меня ребят. Мы до сих пор встречаемся. Недавно была встреча выпуска 1972 года. Посидели, вспоминали школьные годы и как однажды классом на машине ездили на юг. Зимой работали: чистили железную дорогу, выгружали комбикорма, красили школу. Заработали денег, оборудовали машину и сразу после последнего звонка поехали на море.

 Учителям

Некоторые мои ученики стали учителями. Они приходят ко мне, рассказывают про свою работу, советуются. Сейчас. Как мне кажется, учителям сложнее работать. Родители перестали быть помощниками учителям. Мамы и папы потакают капризам ребенка, и не хотят прислушиваться к мнению со стороны.

Но и учителя сегодня ставят на первое место деньги, заработок. После уроков спешат домой или соглашаются ученику помочь тему за дополнительную плату. Так нельзя. Это прямая обязанность учителя – объяснять ребенку предмет до тех пор, пока он не поймет.

Учитель – это не только человек, преподающий предмет, это и воспитатель, и наставник, и друг. Мы никогда не жалели времени на внеклассную работу: рассказывали детям о чести, о достоинстве, о доброте – воспитывали своих учеников.

И до сих пор воспитывает! Нередкие гости в этом доме – бывшие ученики Веры Ивановны. Из-за болезни она с трудом передвигается, но жизнь все равно не сбавляет обороты. Стопка газет, книг, телевизор и радио – помощники, которые позволяют оценивать обстановку в родном поселке, районе, стране, мире. Подготавливает материалы и экспонаты для школьного музея. Переписывается с друзьями, учениками, созванивается с ними.

Она не умеет жить для себя, все отдает людям и обществу. Подготовила значок «Отличник образования» и для школьного музея и приговаривает: «Отдам детям. Мне его все равно некому передать: ни детей, ни внуков. Годы пролетели. Все время в школе, с учениками. Лишь оглянулась на миг и поняла, что своих-то детей нет. А уже поздно было».