«И.А.Рубчиков учит не только сказом, но и показом»

Публикация статьи Елены Сильницкой в газете «Спектр Гатчина» № 14 (787) от 06.04.2011 года стр. 5.

И.А. Рубчиков учит не только сказом, но и показом

Далеко от больших городов,
Там где нет дорогих бутиков,
Там другие люди живут,
О которых совсем не поют.
Я помню, урок труда был одним из моих любимых предметов в гимназии, где я училась. Нас, как будущих матерей и хозяек, обучали в старых как мир традициях: кулинарному ремеслу, рукоделию, уходу за домашним очагом. Сидя с недовязанными варежками или пяльцами в светлом кабинете, среди ниток и разноцветных лоскутов, мне было интересно, что за человек ведет уроки труда в мастерской у мальчиков и какому именно труду он учит?
Спустя много лет моя нынешняя работа привела меня в Елизаветинскую сельскую школу, где я познакомилась с Игорем Александровичем Рубчиковым, учителем труда. Оказалось, что уроки трудового воспитания у мальчиков — это только часть его профессиональных школьных обязанностей.
В Елизаветинскую школу на должность учителя технологии Игорь Александрович пришел в девяносто первом году. Студентом он осваивал профессию мастера производственного обучения, учился «учить профессии» по специализации сельское хозяйство и механизация.
 — Почему я выбрал эту специальность? Наверно, впечатлился своим школьным учителем, который учил нас тому же: вождению машин и тракторов. Да и потом, мне нравилось учить ребятишек.
Когда Игорь Александрович начинал вести в школе уроки труда, не было таких понятий, как «гламур и дискурс», «клиповое восприятие». Ребята не тянулись с таким рвением, как сейчас, к жизни в большом городе. Крупнейшие предприятия и совхозы «Нива», «Дружба» обеспечивали молодое поколение рабочими местами. Сельская жизнь текла своим чередом. Теперь, когда производство сузилось, совхозы закрылись, рабочие профессии малоактуальны и специальность «механизатор» уже маловостребована.
— Лет двадцать назад программа уроков труда для мальчиков была составлена так, чтобы дать ребятам первоначальные навыки в различных профессиях: токарь, слесарь, столяр. Сейчас цель поменялась и состоит в том, чтобы развивать в ребятах творческое, художественное направление. На уроках мы изготавливаем самые разные вещи: деревянную посуду, подсвечники, мебель. Готовые вещи раздаем детям.
Сегодня реклама делает свое дело, и многие ребята стремятся к красивой жизни вдали от родного села, в котором не хватает рабочих мест.
— Я бы, конечно, хотел, чтобы ребята оставались на селе. Постоянно им говорю, что с одной профессией, как раньше, не выжить, пытаюсь подготовить их, чтобы они в жизни легко и быстро перестраивались. Но жизнь меняется, и многих ребят тянет к работе в сфере бизнеса и предпринимательства, и они хотят строить свое будущее вдали от родных мест.
Нужны ли в таком случае уроки труда, если труд постепенно становится все меньше и меньше востребованным?
— Я считаю, что этот предмет необходим. Каждый парень должен иметь элементарные навыки, которые пригодятся ему в жизни.
Учить ребят профессии — только часть школьных обязанностей Игоря Александровича. Когда в школе по президентской программе где-то в 2000 году появились первые два компьютера, Игорь Александрович стал вести уроки информатики. Ребятам настолько понравилось, что почти все вытребовали компьютеры у своих родителей.
Сегодня Елизаветинская сельская школа по компьютерному оснащению не уступает городским школам. Ведется электронный дневник, а интернет активно используется в учебном процессе. Кружок информатики здесь начинается уже в третьем классе и продолжаются в пятом и седьмом в факультативном формате.
— Мы всей школой решили, что кружки и факультатив по информатике нашим ребятам необходимы. Детей помладше учим рисовать в простых программах, решаем задачи в таблицах «эксель», изучаем работу в редакторе «ворд». К седьмому классу дети уже знают основные компьютерные программы и операции.
Уроки безопасности жизнедеятельности, черчения и конструирования тоже ведет Игорь Александрович. В школе в кабинете информатики его постоянно окружают дети, что-то кричат, выспрашивают. Чувствуется, что он как человек и как учитель внимателен к жизни каждого школьника. Сельская школа тем и отличается от городской — обстановка здесь более домашняя.
— Конечно, я люблю свое дело, — смеется Игорь Александрович. — Если б не любил, то в девяностых, когда задерживали зарплату на три-четыре месяца, я бы, наверно, убежал и нашел другое занятие. Ведь в индустриально-педагогическом техникуме меня обучили многим профессиям.