«Урок памяти»

Статья Жанны Гриненко «Урок памяти» в газете «Гатчина-Инфо» от 10.03.2011 года №10 (750) стр.24

 

 

Таков удел твой, Русь святая, 

Величье кровью покупать…

И. Никитин .1855г.

 

            В Елизаветинской средней школе бережно хранят традицию проведения открытых уроков под общим названием «Не дай живым забыть обо всех, погибших на войне…».

            «Задумано, верно, и мудро народом: всё самое лучшее — женского рода. Вселенная, Родина, Радость, Весна, но как в этот список попала война?», это — позывные открытых уроков в школе.

 Первый урок из этого цикла проходит в морозные последние дни января. Это дни памяти беспрецедентной в истории победы человеческого духа. Встреча детей с живыми участниками этих страшных событий не имеет аналогов по силе своего воспитательного воздействия. И этим так дорожат педагоги в своей работе. Дети не всегда охотно знакомятся с нашей историей, которая сочно пересыпана событиями, с не всегда достоверной интерпретацией. Но есть история наших дедов, отцов, братьев, сестёр, соседей по лестничной площадке, сотрудников школы, и целого поселения. Есть их ежедневный труд, беззаветная любовь к Родине, готовность к  исполнению своего гражданского и воинского долга. Всё, что позволило им выстоять и не растерять своих лучших черт. На таких уроках передаётся эстафета памяти и мужества, формируется сопричастность новых поколений  к этим историческим событиям. Так дети продолжают или начинают интересоваться своей «фамильной историей», чтобы не оставаться «Иванами, не помнящими…»

1

Проведение второго урока – дань памяти всем, кто принимал участие в войнах 20-го столетия, героических и трагических одновременно. Подготовленная учителями Равиной Е.Г., Смирновой Г.Н. и  учениками  10-11 классов литературно-музыкальная композиция «Живая память», никого не оставила равнодушным. Параллельно бегущие на экране кадры героических действий наших солдат — земляков и их товарищей в Афганистане, в Таджикистане, в Абхазии, в Приднестровье и в Чечне, создавали яркую картину событий и человеческих судеб. Название композиции очень символично, потому что память о выживших и погибших свято хранят их родные, близкие, товарищи по оружию. Нет селения в России, где бы ни пели: — Всё дальше в прошлое уходит та война, что билась по отрогам Гиндукуша…Далёкая и дикая страна, где навсегда остались ваши души». Эта «замалчиваемая» война звенела в народе стихами и песнями и скупыми строчками из военкоматов, «Убит при выполнении интернационального долга». Анатолий Николаев наш земляк погиб в этой далёкой стране. Стоит на родной земле памятник воину, который не знал, «где точно скончался от ран. Знал только одно – где-то рядом Иран».

2

Леонид Константинович Овечкин, отец воина – интернационалиста Игоря, работающий в средней школе, спустя  тридцать три года не может вспоминать об этом «кошмаре». О девяти операциях сына, о мытарствах по госпиталям и прочим конторам, о безуспешных попытках вернуть голос сыну после страшных ранений. «  О, сколько же в России матерей облились горькими слезами». Притихшие мальчишки и девчонки прятали друг от друга глаза.

Для жителей поселения Чеченская республика — это не точка на карте, эта кровоточащая рана длиною с 1994 по апрель 2009 года. Отдельной строкой в ней стоят события 1996 года, когда мы потеряли своего выпускника, гражданина, воина и замечательного сына семьи Рыкуновых, Алексея. Это и о нём строки Августа Ярковца — «Ответь, сержант! Ответь, как ухитрился ты закрыть собою нас, и нас в живых оставить?! Ответь, сержант! Ответь! Кричу земле, но снова лишь светятся глаза его издалека…». Все присутствующие внимательно слушали исповедь матери, Рыкуновой Светланы Павловны о жизни сына до и после событий на площади в Грозном, о великом мужском братстве соратников сына. А я мысленно шла по улице имени нашего Алёши в деревне Шпаньково, где весной поют птицы, текут ручьи и бегают местные мальчишки, которые всегда будут помнить о своём земляке.

 «Минута молчанья! Товарищи, встаньте и в памяти, павших героев представьте. Навек в нашем сердце бессмертных имён их звучанье. Минута молчанья, минута молчанья!»