«ТОЛЬКО ДОБЛЕСТЬ БЕССМЕРТНО ЖИВЁТ…»

Статья Жанны Гриненко «ТОЛЬКО ДОБЛЕСТЬ БЕССМЕРТНО ЖИВЁТ…» в газете «Гатчинская Правда» от 24.02.2011 года № 20(20012) стр.3

Морозные последние дни января — дни памяти беспрецедентной в истории Победы человеческого духа. Это – дни снятие блокады и освобождения Ленинградской области от фашистов.

В Елизаветинской волости хранят традицию посещения и задушевных встреч с очевидцами тех страшных событий или их близкими, бережно сохраняющими документальные свидетельства тех дней. В школах поселения проводят открытые уроки и приглашают односельчан, переживших блокаду.

1

Приглашение учителей МОУ «Елизаветинская средняя общеобразовательная школа» и учеников 5  класса  посетить открытый урок Мужества и Памяти, всколыхнуло в душе яркие воспоминания моих послевоенных лет, рассказов дяди, пережившего и потерявшего в годы блокады всех своих близких. Я решила, что обязательно пойду на урок, потому что мы – дети войны тоже «были на том берегу». Мы все обязаны им, ушедшим и ныне живущим, тем, что они сохранили для нас возможность продолжать красиво жить. То есть замечать красоту каждый день в своём доме, своём дворе, своей школе, в палисаднике, в лесу и в наших душистых безбрежных полях, любить и быть любимыми. Дети узнают в школе, что наше прошлое сочно пересыпано набегами иноземцев, междоусобицами, иноземным игом, кровавыми бунтами, цареубийствами, победными революциями, великими  свершениями и многим другим. Однако есть ещё история наших семей, поселений, частная жизнь наших пращуров, их ежедневная многотрудная борьба за выживание, их жизненная смекалка, беззаветная преданность Матушке — земле, бескорыстная любовь к детям, внукам, труду. Всё, что позволило им выстоять, в том числе, в страшные блокадные дни, верить и ковать победу в голодном замерзающем городе, в нищете и горе на территории области. Все кто вернулся из этого ада, кто сохранил в памяти воспоминания родных и близких должны рассказывать об этом детям. На таких уроках передаётся эстафета мужества и памяти новым поколениям. Тем, кто будет хранить, и продолжать свою «фамильную историю» и поможет «официальной истории» постепенно утратить свои мифические черты.

2

Приглашённых на урок Гаврилову Розу Семёновну, Владимира Ильича и Розу Викентьевну Львовых, детьми узнавшими все ужасы блокады, радушно встретили и проводили в класс заместитель главы администрации Корнев Геннадий Андреевич, учителя и директор школы. Роскошный букет алых гвоздик явно говорил о том, что нас здесь ждали.  Прозвенел звонок. Урок открыла директор школы Телесникова Надежда Владимировна, продолжили учителя истории Равина Елена Геннадьевна и Баранихина Наталья Алексеевна.  За пультом компьютерной «мышкой» виртуозно трудилась заместитель директора по воспитательной работе Мажарцева Ольга Фёдоровна. В классе тихо зазвучала музыка из седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, и на экране поплыли до боли знакомые кадры кинохроники 1941-1944 года города над Невой.  На уроке прозвучали задушевные слова ведущих урок учащихся 5 класса Ткаченко Владимира, Королёвой Юлии, Лобановой Елизаветы, Богатова Даниила, Маежева Михаила, Поликарпова Дмитрия.  Нескладные, нарядные, они почти бесшумно выходили к доске и декламировали строчки из творений известных поэтов и страничек из блокадных дневников. Дети закончили свои «ответы» на уроке исполнением песни, что звенела над голодным, но не побеждённым Ленинградом. В их устах всё это звучало особенно пронзительно. Естественным продолжением урока явились воспоминания Розы Семёновны о вечной блокадной мечте ребёнка о кусочке душистого до блокадного хлеба из соседней булочной.  Рассказ убелённой сединами трогательной маленькой женщины о том, как её обнаружили в квартире, где уже не было в живых родных, никого не оставил равнодушным. Вихрастые головы задиристых в посёлке мальчишек и причудливые заколки на девчачьих головках опустились над столами, чтобы незаметно смахнуть, неизвестно откуда, набежавшую слезу. Роза Викентьевна призналась, что их спасал в блокаду скромный мамин паёк. Правда мебель быстро сгорела в буржуйке, так как при очередной бомбёжке из рам вылетели все стёкла. У Владимира Ильича была такая же история, тихо произнесла она. Воспоминаниями о своём родственнике, который разделил с ленинградцами все 900 дней блокады, я описала судьбу и вклад  двенадцатилетнего мальчишки в общую победу. Его трепетное отношение к хлебу, и еде вообще, было предметом нашего особого уважения. В заключении я прочитала строчки из маленькой поэмы, написанной в память о нём.  Последним аккордом этого замечательного урока явилось исполнение Кириллом Гордеевым стихотворения Р. Рождественского «Слава героям». Кирилл — ученик шестого класса, дипломант конкурса Елизаветинского сельского поселения 2011 года. В Елизаветинской сельской библиотеке ежегодно проходит итоговый этап конкурса под девизом: «Только доблесть бессмертно живёт, ибо, храбрые славны в веках…». Мы пожелали Кириллу успешно выступить на заключительном этапе конкурса в районе, поблагодарили детей за урок «без оценок» и  за алые гвоздики в знак признания наших «ответов».

Прозвенел звонок, и под общие аплодисменты учеников 4, 5, 6 классов мы покинули гостеприимный класс. Вы мне не поверите, если я не скажу, что после урока нас не угощали «елизаветинскими» пирожками и ватрушками.