Долгожительница

Долгожители у меня ассоциируются с небожителями. Как человеку удается прожить долгий век, чего такого должно произойти в судьбе и от чего уберечься, чтобы твой бриллиантовый возраст поражал окружающих? Загадка…15 сентября нынешнего года Антонина Ивановна Ермилова отметит свое 93-летие. Дата солидная, к веку приближается. А век у каждого человека свой. Если разложишь всю жизнь Антонины Ивановны на слагаемые, то позитива получится не много. Светлые воспоминания о работе на почте перекрываются черными днями немецкой оккупации. В довершение ко всему — труд, труд и труд. Быть все время нужной людям удавалось благодаря живой энергии Антонины Ивановны и отзывчивому характеру. И сегодня ее память не подводит. Ясный ум. Теплый взгляд и какое-то удивительное обаяние прячет возраст. Рассказывать о себе Антонина Ивановна не хотела, но потихоньку эпизод за эпизодом картинки прошлого сами собой возникали, как в старой кинохронике.

Такой получился рассказ.

Жили мы нашей большой семьей на хуторе Малые Холоповицы — все-то 7-8 домов.Перед войной переехали (власть пересилила, потому что на хуторе жить нельзя было), в соседнюю деревню, построили маленький домик. Так и жили. Время было трудное, голодное. Выручала корова-кормилица. Шестеро детей — как тут без молока! Стало еще тяжелей, когда в 1935 году в возрасте 40 лет умер отец. Антонина сразу почувствовала себя в свои 16 лет взрослой.

Хлеб сами пекли в русской печке. Хлеб с молоком — лучшая еда! В то время мама Антонины Ивановны работала в колхозе «Верный путь», сестренки друг за другом приглядывали, в учебе помогали. Разница в возрасте у всех была два года. В школу ходили в Холоповицы и Курковицы. Антонине тогда очень хотелось маме и сестренкам помочь. Как только закончила 7 классов, сразу пошла устраиваться на почту работать. Росточком-то была маленькая — из-за коммутатора не видно… но начальник почты Иван Михайлович пожалел да и взял телефонисткой. Вначале ученицей была, потом доверили уже пятьдесят номеров обслуживать. Через год назначили старшей телефонисткой, их тогда на почте четверо было. Когда предложили повысить квалификацию, с радостью согласилась. На заочных курсах связистов прозанималась два года. Было непросто, но помогали готовиться к занятиям Иван Михайлович и Вера Владимировна, его заместитель.

После окончания курсов получила удостоверение специалиста связи. И Антонину сразу же направили в Вохоново начальником почтового отделения. Начальник — должность серьезная. Выдали пистолет с десятью патронами. Потом началась война, почтовое отделение и сберкассу закрыли. Начались черные дни. Было страшно, все время стреляли, бомбили, приходилось целыми днями прятаться в подвале. Из гнилой картошки пекли лепешки, и они казались такими вкусными…

Собирали картошечку после бомбежек, она вылетала наверх из растерзанной земли.»Не люблю вспоминать эти страшные дни… — вдыхает Антонина Ивановна.После войны работала в совхозе «Дружба» вначале рабочей, потом кладовщиком и даже полмесяца побыла заместителем директора, пока не прислали специалиста.Так 32 года и отработала в совхозе. В 1974 году вышла на пенсию, но продолжала подрабатывать вахтером еще пятнадцать лет. И только в 90 наконец-то прекратила свою трудовую деятельность.Так и живет в поселке Елизаветино эта скромная долгожительница. Человек неравнодушный, трудолюбивый и отзывчивый. Может, в этом и разгадка ее бриллиантового возраста…

Долгожительницу слушал и фотографировал Владимир ЛЯШКО, готовила к печати Татьяна ВАСИЛЬЕВА