Вера Кожевникова, статья из газеты Спектр-Гатчина.
В ноябре прошлого года на форуме старост сельских поселений Ленинградской области губернатор Валерий Сердюков подчеркнул, что «институт старост крайне важен для представления интересов жителей сельских населенных пунктов. Вопросы местного уровня становятся более ясными и прозрачными для органов власти, когда информация исходит непосредственно от человека, проживающего на территории поселения».
Необходимость эффективно организовать работу сельских старост отметил и руководитель администрации Президента Сергей Нарышкин. По его словам, старост избирают из тех, кому доверяют, кого уважают, кто готов выходить на власть любого уровня, чтобы решить проблемы, стоящие перед людьми.
Нормативно закрепить круг полномочий сельского старосты призван проект закона «О содействии развитию на территории Ленинградской области форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления».
О важности нового закона и о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться сельскому старосте в своей работе, мы побеседовали с Виктором Павловичем Сурво. Год назад он был выбран жителями деревни Шпаньково Елизаветинского сельского поселения своим старостой. В его ведении находятся 15 многоквартирных домов и несколько коттеджей, где в целом проживает около тысячи человек.
Почему вы решили стать старостой?
— Я родился и вырос на елизаветинской земле, и с этим местом связана вся моя жизнь. Было больно видеть, как поселок приходит в упадок и постепенно зарастает мусором. А ведь в свое время он строился для животноводов и механизаторов совхоза «Нива» — крупнейшего племенного хозяйства, известного на всю страну. К сожалению, сейчас в совхозе, точнее в частном фермерском хозяйстве, работают всего несколько местных жителей, остальным приходится ездить на работу в Гатчину и Санкт-Петербург. Но я считаю, что потенциал у нашего поселения есть, и очень большой!
Поэтому, когда у меня появилась возможность заниматься общественной деятельностью, я сразу начал эту работу. Ну а местные жители меня поддержали. Тем более, за многие годы работы в «Ниве» (В.П. Сурво был главным инженером совхоза — прим. ред.) я хорошо знаю весь поселок, и это очень помогает в решении многих вопросов.
Что вам удалось сделать за прошедший год?
— Как я уже говорил, в поселке были кучи хлама, которые годами никто не вывозил. Мы с жителями собрали и вывезли несколько Камазов.
Дорога на улице Рыкунова была отремонтирована в щебеночном исполнении. Конечно, это не совсем удобно, особенно для женщин на каблуках, с колясками. Надеюсь, что в будущем удастся заасфальтировать поселок. Есть план в ближайшее время сделать хотя бы пешеходную дорожку.
Также у одного из домов была отсыпана санитарная зона для парковки машин. Планируется сделать их повсеместно.
Было восстановлено уличное освещение — двенадцать фонарей.
В свое время в поселке делались зеленые насаждения, причем довольно хаотично. Мы привели деревья в порядок, произвели опил.
Всю зиму впервые за многие годы хорошо и своевременно чистились дороги.
А что планируете в будущем году?
— Планов много. Это, конечно, асфальтирование поселка. Мы хотели попасть в областную программу по асфальтированию придомовых территорий, но оказалось, что паспортов на дороги в поселении нет. Пока неизвестно, как разрешится этот вопрос. Хотя бы дорожки для пешеходов и места для парковки нужно организовать обязательно.
Необходимо увеличить количество уличных фонарей, сейчас их явно недостаточно.
В поселении надо полностью восстанавливать систему пожарной безопасности. Уже собрана добровольная дружина, люди с опытом готовы обучать друг друга. Оборудование же предстоит полностью приводить в рабочее состояние.
Есть идея открыть в Шпаньково спортзал. Думаю, жители, молодежь помогут в ремонте помещения. Как вы знаете, ребята сами организовали строительство хоккейной коробки в прошлом году. Поэтому с мнением о том, что наша молодежь — это потерянное поколение, я категорически не согласен. У них есть большой потенциал, а главное, желание что-то делать. И родителям наверняка хочется, чтобы ребенок мог ходит на спортивные занятия, в кружки в своем родном поселении.
К счастью, в этом направлении есть подвижки. Сейчас идет ремонт старого совхозного Дома культуры, который пустовал более десяти лет. Мы провели там два воскресника, очистили здание от хлама. Сейчас там установлены новые окна и двери, выделены деньги на ремонт кровли. Это будет филиал Елизаветинского Дома культуры.
Что Вы думаете о новом законопроекте?
— Очень хочется, чтобы он поскорее был принят и вступил в силу.
Самое главное, на мой взгляд, это то, что по нему староста получит полномочия составлять протоколы об административных нарушениях, а часть территории поселения — в данном случае наша деревня — ежегодную субсидию в размере до ста тысяч рублей.
Почему это важно? Дело в том, что административная комиссия за последний год у нас ни разу не собиралась, хотя потребность в этом есть. Я, как староста, сталкиваясь с правонарушениями, не имею полномочий привлечь человека к ответственности. А устные увещевания часто оказываются бессмысленными.
Что касается денег, то они позволят нам в деревне самостоятельно решать хотя бы часть проблем. Сейчас по каждому, даже самому маленькому финансовому вопросу приходится ездить в администрацию, и часто не один раз.
К тому же нередко в ответ слышишь фразу: «На это нет денег». Однако я считаю, что говорить так — значит расписываться в собственном бессилии. Рядом с нами порт, железная дорога, федеральная трасса — вполне реально разместить здесь производство, а значит, привлечь инвестиции и налоги в местный бюджет. Мы сколько угодно можем надеяться на Президента и правительственные программы, но на местах надо делать реальные дела для своего поселения. Ничто так не раздражает людей, как равнодушие местной власти к их проблемам.
А как складываются у вас отношения с односельчанами?
Конечно, не обходится без критики. Ведь проблем у людей много, и жаловаться приходят ко мне. Я же всегда стараюсь помочь, подсказать, даже если вопрос вне сферы моих полномочий. Я и взялся за это дело, потому что это моя родина, и мне хочется, чтобы люди здесь жили в комфорте и чистоте. Приятно, что даже те, кто поначалу критиковал, потом благодарили за работу.
Очень хочется, чтобы жители активнее делились своими собственными идеями и пожеланиями по благоустройству и развитию поселения. Пока есть силы, я буду работать и делать то, что в моих силах.