Не дадим превратить наш красавец Оредеж в сточную канаву!

     Как стало известно, принято решение о строительстве огромного, на 220 тысяч голов, свинооткормочного комбината неподалеку от поселка Елизаветино, в урочище Верепье. Это всего в полутора километрах от объявленного гидрологического памятника природы озера Донцо, носящего статус заказника. Именно из этого озера начинается главная из тех двух проток, которые при слиянии образуют Оредеж.

Совершенно очевидно, что строительство здесь такого громадного (в четыре раза большего, чем знаменитый «Новый свет», который в свое время был объявлен крупнейшим в Европе!) комплекса погубит красивейшую и, пока, чистейшую в своем верхнем течении реку Ленинградской области, да и, пожалуй, всего северо-запада России.

     Наверное, необходимо объяснить, почему такое, весьма категоричное заявление — вполне обосновано. Предоставляем такое объяснение.

Урочище Верепье находится недалеко (всего 14 километров) от вершины купола Ижорского плато, имеющего отметку 170 метров над уровнем моря. Этот купол составлен из мощной, до 90 метров вглубь, известняково-доломитовой плиты. Этот известняк порист, местами рыхл и имеет в себе множество пустот, трещин и каверн. Это так называемая карстовая зона, и на поверхности ее, на всем куполе Ижорского плато (а это более 200 квадратных километров), нет ни одного сколько-нибудь значимого водоема, потому что вся дождевая и талая вода «проваливается» через трещины и пустоты известняка и скапливается в его основании — ниже залегают голубые кембрийские глины, воду не пропускающие. Таким образом, под куполом Ижорского плато находится обширный подземный водоем, вода которого находится под большим давлением. Она, эта вода, обогащена минеральными солями и радоном, она ищет выхода наружу, и она находит его. По периметру купола Ижорского плато, где высота его понижается до отметки 120 метром над уровнем моря — повсеместно располагаются родники и целые родниковые провинции. Перепад высот, как легко посчитать, составляет около 50 метров, под таким давлением вода вырывается наружу, образуя зачастую довольно мощные потоки. Так формируются Гостилицкие ключи, знаменитые Каложицкие ключи, Оредежская и Таицкая родниковые провинции, Пудостьские и Изварские ключи. Именно с них начинаются реки Оредеж, Суйда, Ижора, Стрелка, Черная, омывающие юг и юго-запад нашей области.

      Свинооткормочный комплекс станет «выдавать» каждый день 120-150 тонн мочи и фекалий. В год это составит 40-50 тысяч тонн. Нам пообещают, конечно, что будут построены очистные сооружения и компостеры, да только чтобы полностью переработать такое количество отходов, понадобятся сооружения, по стоимости намного превосходящие сам комплекс. Это при условии действительно полной очистки и утилизации — чего пока нет даже в крупных наших городах. То есть проникновение этих продуктов жизнедеятельности свиней, а также обслуживающих их людей в почву — неизбежно, будем говорить откровенно. А далее — эта отрава с дождевой и талой водой попадет в подземное водохранилище, и прощайте наши чистейшие радоновые ключи — гордость северо-запада.

       Вообще, довольно странно, что приходится объяснять людям, принимающим столь неумные решения, такие элементарные вещи. Неужели трудно заказывать в таких случаях экологическую экспертизу? И неужели найдется горе-эколог, который поставит свою подпись под таким проектом? Понять районное начальство вполне можно — такой комплекс будет оперировать не миллионами, а миллиардами рублей, и крохи с этих миллиардов, может быть, попадут в районный бюджет. Но какой ценой!!

И потом — ну почему свет клином сошелся именно на урочище Верепье? Разве нет других, гораздо менее болезненных для района и области вариантов? Скажем, вот — неудавшаяся в свое время идея строительства свиноводческого комплекса у деревни Ляды Рождественской волости. Этот комплекс создавался в соответствии с решением партии об организации подсобных сельхозпредприятий у крупных заводов Ленинграда. Это было в середине 1980-х годов, комплекс строила «Электросила». Было снесено 460 гектар леса, построена часть сооружений комплекса и один жилой дом в деревне Ляды. Но началась «перестройка», и тему, а значит, и стройку прикрыли. Так все и стоит, недоделанное и брошенное. Между тем это место намного более предпочтительное в экологическом смысле, чем Верепье. До реки здесь далеко, подстилающие грунты — глины, так что отходы никуда не поплывут, их можно и нужно будет перерабатывать на месте. И деревне это даст стимул к развитию.

Размеры комплекса только смущают, больно они велики. Все стараемся мир поразить грандиозностью свершений. Между тем мир давно уже стал переходить на небольшие фермы — чище, «гуманнее» для животных, и, главное, риска меньше. Ведь если в таких комплексах случается эпизоотия, то уничтожаются тысячи, десятки тысяч животных, и убытки при этом колоссальны. Всем ясно, что будущее не за такими комплексами-монстрами. Скандинавия, скажем, уже давно от них отказалась и настойчиво требует того же от стран Евросоюза. Нам опять предстоит догонять Запад, который не приветствует создание концлагерей ни для людей, ни для кур, ни для коров, ни для свиней. А мы пока эти концлагеря строим…

        Я призываю земляков со всей гражданской ответственностью протестовать против планов устройства свинооткормочного комплекса-гиганта в Верепье. Ведь на кону здоровье не столько нас, сколько детей и внуков наших. Нельзя молчать!

 

Александр Семочкин,

Почетный гражданин Гатчинского района.