Человек творческий обращается
не к массе, а к отдельной личности.
И. Бродский
Я привела слова Иосифа Бродского в качестве эпиграфа, потому что не знаю ответа на вопрос. Как — бы сформулировать его «помягче»? Например, «что же такого сверхъестественного еще нужно сделать для жителей елизаветинского поселения энтузиастам театрального коллектива клуба, руководителям сельского культурно-библиотечного комплекса, его работникам, ответственным лицам из администрации и Совету депутатов поселения, чтобы люди начали читать Объявления и Афиши, о проведении в стенах клуба всего того, что формирует культурное пространство поселения. Не хочется думать, что у нас возникла проблема с личностями, но то, что есть проблема, это факт, достойный размышления.. Именно, наличием активной гражданской позиции, желанием сделать быт и жизнь на своей малой родине интереснее и краше, отличает народ. Все остальные определения не несут подобную смысловую нагрузку.
Да, реклама — двигатель успешного продвижения проектов, спектаклей и многого другого. Но приглашение в клуб, на очередную премьеру спектакля в канун праздника Великой Победы, это ли не повод для того, чтобы к 16.00 занять удобное кресло в зале. Если культуру рассматривать как волю к духовному совершенству, то очевидно, что к ее постижению и пониманию требуется прилагать усилия.
А теперь о главном, т.е. об успешной третьей премьере в жизни нашего самодеятельного театрального коллектива, а значит и поселения в целом! Его деятельность можно сравнить с работой на передовой, где не стихает артобстрел. Все участники спектакля заняты на основной своей работе или учебе, а пишут сценарии, репетируют по вечерам, готовят декорации и разыскивают костюмы, в «свободное» от учебы и работы время. Со стороны, кажется, что Они воспринимают жизнь, как игру, что у них есть стимул выучить и применять на практике ее правила, ради достижения не только собственного счастья, но и ради того, чтобы поделится этим счастьем с нами. Всем этим дирижирует автор, как показала жизнь, вполне осуществимого проекта, под названием «Театр в сельском клубе», Смирнова Л.А. . Комментировать ее работу бессмысленно, она не подчиняется ни каким законам суровой действительности. Такому, подобранному ею, разноплановому составу участников спектакля, можно только порадоваться и позавидовать «белой» завистью.
В представленном спектакле, по мотивам рассказа А. Толстого «Русский характер», сценаристы и постановщики – Ремизова Ирина и Солонников Михаил сочно, красноречиво и доступно, всего то в двух историях о судьбах представителей разных поколений Петра Горшкова и Егора Дремова, показали весь трагизм пережитого страной в годы ВОВ.
Это и неправедное наказание за не совершенное «вредительство» и патриотизм «хитро задуманного человека» — Петра Горшкова (Саволайнен А.), которому немцы «определили» роль бургомистра, и получили по заслугам. Это и горечь потерь, и радость встречи двух любящих сердец — Кати Малышевой (Лобанова Е.) и обгоревшего в танке Егора Дремова (Ткаченко В.). А сцена казни учительницы Клавдии Ушаковой (Вайник Г.) и ее ученика – партизана Алексея Свиридова (Сацкевич А.) была настолько пронзительной в своей точности, что мало кто мог сдержать слезы.
Трогательные образы женщин – матерей Прасковьи Савишны (Константинова М.) и умудренной опытом Марьи Поликарповны, с чудной притчей в ее исполнении (Таупьева Л.), каждому из присутствующих на премьере возвратили Память о своих матерях и бабушках. Своей неповторимой игрой они поведали о чутком материнском сердце и о не легкой материнской доле в годы той страшной войны.
Прекрасно обыграны мужские роли: руководителя партизанского отряда Евстюхова (Полянский В.А.) и его соратника – Ивана Сударева, как и голоса за сценой (Солонников М.Ю.). Очень «правдивы» были в своем исполнении роли первого (Одеяненко М.) и второго (Хейстонен Г.) немца. Наличие «безупречной немецкой амуниции» у этих «аккуратистов» в начищенных до блеска сапогах, вызывало разные эмоции, и только отличная игра спасла их от «народного гнева». Даже роли «небольшие», по меркам главных героев, медицинской сестрички (Ремизова Е.), связных партизанского отряда (Сацкевич Д. и Лебедева М.) и дочери бургомистра (Чебыкина К.), так замечательно вписались в спектакль, что количество текста не имело никакого отношения к восприятию их задушевной игры.
Достойно самых лучших похвал и музыкальное оформление спектакля с кадрами кинохроники, звуковыми и шумовыми эффектами, обогатившими спектакль (Миронов В.), и с песней в исполнении Игнатьевой Н.. Как набат прозвучали последние слова Ивана Сударева в спектакле: « Человек есть то, что он помнит. Господи, не лиши нас памяти. Память, не оставь нас!» На поклон вышли и помощники сцены – Саша Тойкка и Леша Горецкий !
Слова признательности и благодарности от главы поселения – Ильина И.А., который оставался еще под впечатлением обыгранных в спектакле событий, светились какой – то победной теплотой. Аплодисменты, фото на память и торт от администрации «подсластил» минуты прощания с исполнителями.
Жанна Гриненко.