Электронные сервисы ПФР – быстро, удобно, просто!

Сегодня мир становится более мобильным, а ритм жизни интенсивнее, иногда граждане просто не успевают решить все накопившиеся вопросы, не хватает времени и сил.

Внедрение электронных сервисов призвано облегчить существующий порядок обращения в государственные организации.

Сегодня ПФР предоставляет населению более 30 государственных услуг, которые можно получить дистанционно – в электронном виде. О возможностях «Личного кабинета гражданина» и о других электронных услугах ПФР мы поговорим с Управляющим Отделением Пенсионного фонда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области З.В.Бахчевановой:

            —  Пенсионный фонд активно развивает сферу предоставления государственных услуг в электронном виде. Какие задачи стоят перед ПФР в этой связи?

— Основной задачей является увеличение численности граждан, получающих государственные услуги ПФР в электронном виде, что позволит сократить количество личных обращений граждан в клиентские службы территориальных Управлений ПФР.

— В каком формате Пенсионный фонд предоставляет свои электронные услуги гражданам?

— Нашим проводником в мир электронных услуг является электронный сервис «Личный кабинет гражданина» размещенный на официальном сайте ПФР (www.pfrf.ru). Данный сервис является формой предоставления гражданам государственных услуг и необходимой информации дистанционно.

            — На какую аудиторию пользователей рассчитан «Личный кабинет гражданина»? В основном, молодежь?

— Наши сервисы полезны и интересны всем категориям населения. Сервис по материнскому капиталу будет полезен для семей с детьми. Услуга по подаче электронного заявления на установление ежемесячной денежной выплаты будет полезна инвалидам. Сервис по информированию о стаже и пенсионных баллах, уплаченных страховых взносах на будущую пенсию полезен всем работающим гражданам. А те, кто готовится к выходу на заслуженный отдых, могут воспользоваться услугой по назначению пенсии через Интернет. Даже пенсионеры могут подать электронное заявление по изменению способа доставки пенсии через наш Личный кабинет.

Кроме того, все наши клиенты могут через Интернет записаться на прием, заказать справки и документы, направить письменное обращение.

Да, электронные услуги стали нашими хорошими помощниками в повседневной жизни. 

— Действительно, люди могут пользоваться электронными услугами,  не выходя из дома. Им не нужно тратить время, чтобы пойти на прием. Доступ к услугам имеется и на отдыхе вдали от дома, и в командировке. Еще один плюс электронных услуг в том, что пользоваться ими можно в любое удобное время, независимо от графика работы Пенсионного фонда. Например, вечером или в выходные дни. И есть возможность отслеживать этапы оказания  услуги – когда и какое решение вынесено по электронному заявлению, в какие сроки будут перечислены средства.  

— Что нужно сделать для получения доступа к «Личному кабинету гражданина». Нужна ли для этого регистрация?

— Хочу отметить, что получение государственных услуг в электронном виде защищено, так как при их оказании используются персональные данные граждан.

Зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на сайте gosuslugi.ru, а также подтвердить учетную запись помогут специалисты клиентских служб территориальных Управлений ПФР.

Подтвердив свою учетную запись, вы сможете получать в электронном виде государственные услуги не только Пенсионного фонда России, но и Министерства внутренних дел, Федеральной налоговой службы, ГУВМ МВД России (ФМС), Федеральной службы судебных приставов, Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки, Росреестра, Роскомнадзора.

            — Нужны ли для данной регистрации какие-то документы?

— При себе необходимо иметь паспорт, СНИЛС и мобильный телефон, на который поступит код регистрации.

— Есть ли какие-либо государственные услуги для незарегистрированных пользователей?

— Если гражданин еще не зарегистрирован на портале госуслуг, он может воспользоваться «Электронными услугами без регистрации», т.е.: записаться на приём, заказать справку и документы, найти клиентскую службу, направить обращение, задать вопрос онлайн и прочее.

— Если гражданин уже зарегистрировался на портале госуслуг, каковы его действия?

— Если  гражданин зарегистрирован на портале госуслуг, то ему в первую очередь необходимо подтвердить свою учетную запись. Это можно сделать в любом многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) или в территориальном Управлении ПФР. После подтверждения, зайдя на сайт ПФР, он может получить доступ ко всем электронным услугам.
Выбрав на сайте ПФР раздел «Электронные услуги», нужно зайти в «Личный кабинет гражданина». На экране отразятся услуги, предоставляемые ПФР в электронном виде по темам: «пенсии», «социальные выплаты», «материнский (семейный) капитал — (МСК)», «формирование пенсионных прав», «управление средствами пенсионных накоплений», «гражданам, проживающим за границей».

— Какие электронные услуги сегодня наиболее востребованы населением? 

— Максимальные показатели показали две электронные услуги:  выбор способа доставки пенсии на сегодняшний день в электронном виде ею воспользовались 80,1% от общего количества заявителей и заявление на получение сертификата на материнский (семейный) капитал – 78,8%. Высокой популярностью также пользуется сервис по назначению пенсии  — 63,3%.

Наиболее активно граждане пользуются сервисами информирования о сформированных пенсионных правах и формирования справки о состоянии своего лицевого счета в ПФР (что раньше называли «письмом счастья»). Так, по итогам 2016 года по России в целом о своих пенсионных правах сделали запрос 802 тыс. человек, справку в режиме online заказали более 1,2 млн. человек.

Из относительно новых электронных услуг, которые были запущены в 2016 году, лучший старт показал сервис информирования о пенсионном обеспечении и установленных социальных выплатах – сервис для граждан, которые уже вышли на пенсию, и всех категорий федеральных льготников. Им воспользовались около 5,5 тысяч  человек (56,5%).

— Зинаида Вячеславовна, расскажите чуть подробнее о сервисе подачи заявления о назначении пенсии? Есть ли какие-то особенности при подаче такого заявления в электронном виде?

— Будущему пенсионеру для назначения пенсии через «Личный кабинет гражданина» необходимо совершить несколько шагов: указать ряд данных заявителя, выбрать вид пенсии и способ ее доставки. При этом предусмотрена возможность указать номер телефона или адрес электронный почты заявителя на тот случай, если специалистам ПФР для своевременного назначения пенсии в полном объеме понадобятся дополнительные сведения.

Одновременно напоминаем гражданам, уходящим на пенсию в ближайший год, что уточнить пенсионные права необходимо заблаговременно. Данной категории граждан необходимо обратиться в органы ПФР по месту жительства для предварительной подготовки пенсионных документов. Такая предварительная работа позволит специалистам Пенсионного фонда изучить представленные документы и при необходимости направить запросы в архивные и иные организации для их уточнения или истребования дополнительных сведений. Таким образом, при заблаговременном обращении по достижении пенсионного возраста гражданину остается только подать заявление о назначении пенсии в «Личном кабинете» на сайте ПФР.

            — Недавно в прессе вышла информация о мобильном приложении ПФР, расскажите о нем чуть подробнее?

—  На сегодняшний день существует огромное количество разнообразных приложений, загружаемых в мобильный телефон, все они призваны облегчить повседневную жизнь современного человека. Пенсионный фонд не стал исключением и выпустил свое мобильное приложение.

Теперь владельцы современных смартфонов и планшетов  смогут получить необходимую информацию, связанную с оказанием социальных услуг ПФР, из мобильного приложения «ПФР Электронные сервисы».

С помощью мобильного приложения «ПФР Электронные сервисы» вы получаете возможность пользоваться ключевыми функциями «Личного кабинета гражданина». Но преимуществами мобильного приложения является то, что вы можете знакомиться с интересующей вас информацией в любом удобном месте, необходим лишь доступ в интернет. И то, что мобильное приложение загружается значительно быстрее полной версии сайта, а это значит, что вы не тратите время и получаете всю актуальную информацию максимально быстро.

Но для того чтобы воспользоваться всеми услугами мобильного приложения «ПФР электронные сервисы» гражданин также должен иметь регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и подтвержденную учетную запись.

Воспользоваться некоторыми услугами, доступными через приложение можно и без регистрации на портале госуслуг. Так, с использованием службы геолокации приложение найдет ближайшую клиентскую службу Пенсионного фонда или МФЦ и предоставит возможность записаться на прием. Помимо этого через приложение можно заказать необходимые справки и документы, а также направить обращение в ПФР.