В 2011 году дела ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» (далее – «предприятие», «ОАО»), оказывающего услуги по тепло-водоснабжению и водоотведению более чем для 100 тысяч жителей нашего района и многочисленных юридических лиц, пришли в упадок. Предприятие находилось в шаге от банкротства.
К марту 2011 года сформировалась просроченная кредиторская задолженность перед персоналом (2 месяца!), по налогам и сборам и перед поставщиками электроэнергии и энергоресурсов, таких как газ, мазут и уголь. В это время у ОАО появился новый собственник.
В целях бесперебойного обеспечения жителей ГМР коммунальными услугами, финансово-экономической стабилизации и недопущения роста социальной напряженности в коллективе предприятия, численностью свыше 600 человек работающих, совет депутатов ГМР на июньской сессии 2011г. своим, тяжело давшимся, решением поддержал предоставление муниципальной гарантии для получения банковского кредита на сумму 300 млн. рублей на три года с условием погашения основного долга ежемесячно по 25 млн. рублей, начиная с августа 2013г. Данная мера позволила коммунальному предприятию продолжить строительство газовых котельных в Гатчинском районе и осуществлять подготовку к отопительному сезону. В кратчайшие сроки было построено 6 блок-модульных котельных (БМК) в населенных пунктах: Елизаветино (3 котельных), Шпаньково, Вырица и Мины. Строительство данных объектов позволило нормализовать теплоснабжение в указанных пунктах и впервые обеспечить население горячим водоснабжением в межотопительный период. Урегулирование задолженности за поставки энергоресурсов, позволило пройти отопительные сезоны 2011-12гг. и 2012-13гг. без серьёзных аварий, а в межотопительный сезон 2012 года построить 3 БМК в населенных пунктах: Жабино, Меньково и Куровицы.
К сожалению, в 2012 году предприятию был установлен тариф ниже экономически обоснованного уровня. Но, не смотря на это, данное ОАО смогло войти в указанные отопительные сезоны без просроченной задолженности перед поставщиками энергоресурсов. В настоящий момент предприятие нормально функционирует, продолжая осуществлять политику финансового оздоровления, не имея просроченной задолженности ни перед персоналом, ни перед налоговыми органами. Сложности по оплате за энергоресурсы носят временный характер и обусловлены, прежде всего, выпадающими доходами предприятия за 2010-13гг. на сумму 490 млн. рублей, которые лишь частично, а именно на сумму 168 млн. рублей, включены в тариф с возможностью возмещения их предприятию во втором полугодии 2013г. (согласно нового порядка о выплате субсидии). Финансовую ситуацию предприятия усугубляет и низкая платёжная дисциплина среди потребителей услуг. Так просроченная дебиторская задолженность населения превышает 140 млн. рублей. Как уже указывалось, начиная с августа текущего года ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» обязано начать погашение кредита банку ВТБ по 25 млн. рублей из ежемесячной выручки, что, однозначно, создаст финансовую неустойчивость компании.
Совет депутатов ГМР, разобравшись, и в данной ситуации и в важности создания благоприятных условий для обеспечения населения коммунальными услугами, на своей сессии в апреле 2013г. подавляющим большинством голосов («за»-26, «против»-3, «воздержались»-0) принял решение об одобрении выдачи новой муниципальной гарантии ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» равной по сумме и взамен, выданной в 2011 году, сроком действия до 31 декабря 2018г. с условием ежемесячного погашения по 5 млн. рублей основной части долга банку ВТБ в течение 5 лет, начиная с августа 2013 года. По сути, советом депутатов была предпринята попытка обеспечить реструктуризацию имеющейся перед банком ВТБ задолженности — рефинансировать коммунальное предприятие… Банк ВТБ в свою очередь одобрил такую финансовую операцию, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала преференцию (согласовала). Были решены вопросы с Газпромом о неотключении газа и с Правительством области по выплате субсидии опережающими темпами. Для районного бюджета эта мера не приводит к увеличению нагрузки, так как гарантия уже была выдана ранее… Казалось бы, ничто не удерживает главу администрации ГМР от подписании муниципальной гарантии!
Смысл последующих событий и роли в них должностных лиц администрации Гатчинского муниципального района, по моему мнению, мягко говоря, напоминает состояние невозможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий — невменяемость! К примеру, зачем глава администрации ГМР Любушкина Е.В. в вопросе о выдаче в пользу ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» новой муниципальной гарантии противопоставила себя представительному органу власти – совету депутатов ГМР и под надуманными предлогами затягивает подписание этого документа? На мой взгляд, вместо обеспечения условий для нормального инвестиционного процесса в коммунальной сфере, глава администрации ГМР, таким образом, создаёт неразбериху. Принимает, касающиеся ЖКХ, непоследовательные решения, а порой, противоречащие одно другому по смыслу! Зачем для воздействия на коммунальное предприятие, активно используются надзорные органы и силовые структуры? Район на глазах деградирует куда-то в 90-е гг., когда были популярны «маски-шоу»…
Инициатива администрации ГМР, не встретившая широкой депутатской поддержки, — это передача объектов водопроводно-канализационного хозяйства в хозяйственное ведение МУП ЖКХ «Сиверский». Такая мера, бесспорно, ущемляет интересы поставщика данных услуг – ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» и грозит лишением последнему до 20% валовой выручки, учтённой в графике движения денежных средств. Данный документ в свою очередь приложен к заявке на получение 300-миллионного кредита в банке ВТБ.
Согласно закона «Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса» стоимость оказываемых потребителям услуг на тепловую энергию, водоснабжение, канализацию и пр., утверждается регулирующим тарифы органом – профильным комитетом Правительства Ленинградской области. Таким образом, на отпуск предприятием тепловой энергии для населения и бюджетных организаций установлено ограничение рентабельности – около 4% от производственной себестоимости услуги. При этом недополученные доходы между тарифом, установленным для потребителей и экономически обоснованным, в виде субсидии предприятию возмещает бюджет Ленинградской области в установленном порядке. Порядок с этого года изменён: ранее субсидия выплачивалась в начале года — зимой, когда предприятие несло наибольшие затраты на потребление энергоносителей (газ, мазут, уголь и электроэнергию), а теперь — со второго полугодия. Потребители, как правило, оплачивают услуги равными (по 1/12) частями. Возникает кассовый разрыв. На предприятии, подпадающем под тарифное регулирование, эту временную проблему невозможно было решать посредством заимствований в кредитных учреждениях, т.к. % по кредиту регулирующий орган до второго полугодия 2013г. не принимал в расчет экономически обоснованного тарифа. И покрывать их приходилось за счёт др. статей, например, прибыли… Это у предприятия-то с рентабельностью 4 %?! Экономика, казалось бы, элементарная! Но, похоже, Е.В.Любушкина этого не усвоила даже за время незаконного, в силу ФЗ «О противодействии коррупции», участия в Совете директоров указанного предприятия. За что, собственно, и получила взыскание. После вышеизложенного, напрашивается вопрос: какую цель могут преследовать нападки на ОАО? Полагаю, месть!
Очевидно, что нестабильность, внесённая указанными действиями и бездействием главы администрации ГМР в деятельность поставщика коммунальных услуг не способствует процессу подготовки компании к предстоящему отопительному сезону до начала которого, напомню, осталось всего три месяца! В любом случае, такая коммунальная политика – нонсенс!
Поразмышляю о возможном развитии событий и перспективах сторон. Потворствуя всякой нестабильности в деятельности коммунальной компании, Гатчинский муниципальный район рискует из собственного бюджета выплатить в ближайшем году банку ВТБ до 300 млн. рублей, получив в обмен на это (или в результате долгих судебных споров) 100% акций ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» и обязанности по организации кропотливой работы по обеспечению населения упомянутыми услугами (для справки: все предыдущие попытки не увенчались успехом и потому было решено «отдать это в частные руки»); финансовые активы компании по заведенной традиции «в момент испарятся»; котельные, как и другие основные фонды окажутся не принадлежащими предприятию или обремененными; ресурсоснабжающие организации получат рост долгов, которые не сможет покрыть даже субсидия на сумму 168 млн. рублей. Отпуск ресурсов прекратится. Случится коммунальный коллапс. Район «прославится». Приедут «высокие гости» и … у района будет новый глава администрации!
Если действующий глава администрации ГМР, в силу приверженности авторитарному стилю правления, игнорирует решения представительного органа власти по таким значимым вопросам, идет на конфронтацию, то и депутатам следует помнить, что с 01.01.2006г. Гатчинский район – почти «парламентская республика» и совет депутатов является нанимателем для главы администрации, а Трудовой кодекс РФ предусматривает, в том числе и прекращение трудовых отношений с «работником»…
Как-то, на заре впечатлительной юности я был оглушён, прочитав «Амок» — одну из новелл Стефана Цвейга. Если не вдаваться в ошеломляющий по трагизму сюжет произведения, а проводить параллели со сферой муниципального управления в Гатчинском районе, то амок – безрассудное поведение – есть, по моему глубокому убеждению, ничто иное, как истинное положение дел в исполнительной власти данного муниципального образования. Амок! Короче и по-русски — то не выразиться…
статья опубликована с сайта гатчинка.рф