О вопросах включения в квитанции на оплату услуг ЖКХ услуги добровольного страхования жилья

Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области в связи с поступающими обращениями граждан по вопросам включения в платежный документ (счет-квитанцию) на оплату жилищно-коммунальных услуг строки с указанием стоимости услуг по добровольному страхованию жилья обращает внимание на следующее.

В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Закон о защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в платежном документе (счете-квитанции) на оплату жилищно-коммунальных услуг информация по добровольному страхованию жилья не соответствует указанным требованиям в части предоставления информации о страховой компании.

Внесение в счет-квитанцию на оплату жилищно — коммунальных услуг  строки со стоимостью добровольного страхования жилья с конкретной страховой компанией, если договор с ней Вами не заключен, нарушает принцип свободы договора, связанный с самостоятельным выбором потребителя страховой компанией, что является навязыванием услуги и свидетельствует о нарушении прав потребителей, а именно о части 2 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Закон о защите прав потребителей».

Проведение контролирующим органом внеплановой проверки, основанием которой является обращение в Управление о нарушении прав потребителя в силу пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008  № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», возможно только при условий, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Таким образом, проведение проверки возможно в случае обращения с соблюдением требований статьи 7 Федерального Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в российской Федерации», а также при условии предоставления в Управление документов, подтверждающих, что обращение к управляющей организации (ТСЖ, ЖСК и т.п.) не было рассмотрено, либо требования не были удовлетворены, с приложением платежного документа (счета-квитанции) на оплату жилищно-коммунальных услуг за последний период.

Для разрешения указанного вопроса Вы можете получить помощь в написании претензии, обратившись в территориальный отдел Управления  по месту жительства.