Опубликовано в газете
Гатчина-ИНФО
от 28.08.2012г.
Статья.
Большое свин-ство
Прочитал обращение А.А. Семочкина к жителям Гатчинского района по поводу планируемого размещения свиноводческого комплекса на 220 тыс. голов в год на землях урочища Верепье и до слез на глазах горжусь тем, что сама совесть Гатчинского района – его Почетный гражданин, краевед и патриот в одном лице побуждает нас очнуться от дурмана. Александр Александрович глубоко и в прямом и в переносном смысле проник в проблему. Теперь мой черед, как коренного жителя Елизаветинского поселения, встать на защиту урочища Верепье и высказаться. Предлагаю рассмотрение вопроса с разных углов:
Во-первых, с точки зрения истории государства Российского. Первое упоминание о населённом пункте на месте нынешней деревни Дылицы (в 1 км от ур. Верепье) встречается в 1499 году, в писцовой книге Водской пятины как «погост Егорьевский Вздылицкой», входящий в Копорский уезд. «Егорьевский» происходит от названия церкви в честь Георгия (Егория) Победоносца, а «Вздылицы» — от старорусских слов «вздыть», «вздынуть» («поднимать», «приподнимать») и характеризует, скорее всего, особенности ландшафта — поселение располагается на возвышенности. В 1712 году деревня Вздылицы переходит во владение Г. И. Волконского, который строит здесь деревянную усадьбу. В эти же годы название деревни претерпевает изменение и превращается в более благозвучное Дылицы. Следующим владельцем имения стала Елизавета Петровна. Она облюбовала эти места для отдыха и охоты. Как раз при ней был построен «походный» дворец и рядом разбит парк. Автор проекта дворца точно не установлен, им считают либо Растрелли либо Антонио Ринальди. Начиная с 40-х гг. 18 века при дворе Елизаветы Петровны регулярно проводились балы—маскарады в платьях разных цветов, вышитых золотом и серебром, в головных уборах, блиставших бриллиантами, а в первые десять лет — и так называемые «метаморфозы», когда дамы наряжались в мужские костюмы, а мужчины — в дамские. Все восхищались искусством Елизаветы в танцах. Сама Елизавета Петровна задавала тон и была законодательницей мод. Гардероб императрицы насчитывал до 15 тысяч платьев. Именно здесь были намечены первые шаги в политике просвещённого абсолютизма, осуществлявшейся затем при Екатерине II. В конце 50-х гг. 18 века имение покупает она — будущая жена Петра III, и будущая императрица Екатерина II Великая…
Во-вторых, с точки зрения экологии. Красивейшая первозданная природа здешних мест: дремучие заповедные леса, богатые дикими обитателями – объектами охоты, влекли сюда монархов. Усадьба Дылицы: дворец и парк – жемчужина Ленинградской области, воссозданная из праха старательными руками владельцев компании «Петробилд» и представленная местному населению во всем своем величии и роскоши. В перспективе – это точка роста и развития культуры и туризма в масштабах региона. По уверениям ученых-ботаников в этих диких лесах так часто, как нигде встречается наша северная орхидея – Венерин башмачок и многие другие исчезающие виды флоры. Экологически чистый лес, Черное и Лисье болота дарят урожаи грибов и ягод – традиционный отдых, развлечение и заготовка продовольственных запасов для многих жителей поселения и не только нашего. Охота и рыбная ловля на Баранихинских прудах – подарок жителям на вечную память от патриарха и родоначальника всего передового и значимого в этих местах А.Е. Баранихина – в прошлом руководителя совхоза «Нива». Помните, у Б. Пастернака: «Природа, мир, тайник вселенной,
я службу долгую твою, объятый дрожью сокровенной, в слезах от счастья отстою». Я и сам из того большинства, кто вот так, подобно автору этих строк, проникся любовью к нашей северной природе и, поверьте, что не нужен мне Берег Турецкий и никогда его я не видел!
В-третьих, с точки зрения права. Администрацией и советом депутатов МО «Елизаветинское сельское поселение» разработаны и утверждены Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). В данном документе в интересах населения территория урочища Верепье отмечена, как рекреация – традиционная зона отдыха. До тех пор, пока этот документ не будет изменен – строительство подобного объекта незаконно! Закон не допускает капитального строительства на землях сельскохозяйственного назначения с видом использования — сельскохозяйственные угодья (пастбище, сенокос, пашня). Тоже касается и земель, на которых находятся замкнутые водоемы (например, пруды). Для обсуждения таких инвестиционных проектов проводятся публичные слушания с участием жителей муниципального образования, назначаемые представительным органом или главой муниципального образования, т.е. мнение населения учитывается в обязательном порядке. ООО «Проектные системы» своим письмом просило назначить слушания, не представив ни одного разрешающего документа. В связи с чем, руководителями поселения в адрес заявителя был направлен отказ.
В-четвертых, с точки зрения доходов бюджета. Предприятие ООО «Проектные системы», зарегистрированное в Санкт-Петербурге, будет являться одновременно и инвестором и девелопером проекта. Площадь земель урочища Верепье составляет около 200 Га, из них 12 Га – пруды. В бюджет поселения единовременно отошла половина суммы льготного (15% от кадастровой стоимости) выкупа земли, предположительно, составившая 900 тыс. рублей. Ежегодный налог с сельскохозяйственных земель под свинооткормочным комплексом не превысит 250 тыс. рублей. Обещанные 330 рабочих мест, как правило, не являются ни высококвалифицированными, ни высокооплачиваемыми. Зарплата по отрасли, приблизительно, составляет 10-15 тыс. рублей в месяц. Доля муниципального образования от налога на доходы физических лиц не превысит 650 тыс. рублей в год. При традиционной отстраненности сельхозпредприятий от непосредственного решения социальных вопросов в поселении (примеров много!), поступления в бюджет незначительны!
В-пятых, с социальной точки зрения. От представителей компании получен однозначный ответ, что не предполагается строительства каких-либо социальных объектов! Это означает, что ни жилья, ни детсадов, ни школ, ни спортивных сооружений, ни объектов соцкультбыта! Читатель, сам ответь на вопрос: для кого эта работа? Так не проще ли для этой целевой аудитории создавать традиционную работу – возделывать хлопок или сразу рис? Это хотя бы экологичнее свиноводства! Мне кажется, что в условиях нашей климатической зоны, все вышеуказанные с/х отрасли одинаково оправданы экономически. Потом, такое количество трудовых мигрантов может спровоцировать недовольство местного населения. А это более серьезная проблема.
В Англии, к примеру, еще 40 лет назад государственные мужи комплексно, с научным обоснованием, подходили к изучению влияния свиноводства на среду обитания человека. Взвесив все «за» и «против», на государственном уровне отказывались от промышленного развития отрасли в пользу свинины поданной к столу аристократов прямо из Дании.
В-шестых, с просветительской точки зрения. На территории Елизаветинского поселения располагается база Агропромышленного факультета Государственного института экономики, финансов, права и технологий (ГИЭФПТ) – ведущего ВУЗа Ленинградской области по направлению «Экономика и управление». В настоящее время остро стоит вопрос об отчуждении от учебного хозяйства факультета 7-ми гектаров земли под пастбищем с расположенной на нем опытной животноводческой фермой. И передачи ее в ведение упомянутого девелопера для строительства комбикормового завода, обслуживающего свинокомплекс. У агропромышленного факультета возникает риск закрытия фермы – основной материально-технической базы учебного процесса. Это может поставить крест на развитии и самом существовании учебного центра с 60-летними традициями. Поселение при этом потеряет «кузницу квалифицированных кадров» для общественно-деловой сферы.
В-седьмых, с точки зрения экономики. Необходимым условием развития любого животноводства, а в особенности свиноводства является собственная крепкая кормовая база (зерноводство, картофелеводство, побочные продукты переработки молока и т.д.). Если у с/х предприятия нет собственных посевных площадей – нет и своей кормовой базы. Закупать фураж для откорма свиней придется в южных зерновых регионах – так не выгоднее ли будет завозить свинину оттуда? Очевидно же, что при отпускной цене 10 руб. за 1кг зерна против 100 руб. за 1кг живой массы свинины возить последнюю выгоднее, чем зерно. Тем более, что в некоторых южных регионах имеются уникальные для свиноводства условия: степная солончаковая местность, где безработица и нищета, где можно разместить свиноводческий комплекс с беспредельной производительностью, соседствует с зерновыми районами.
Подобные инвестиции в долгосрочной перспективе спорны. Елизаветинцам есть, что вспомнить: современный свиноводческий комплекс «Дружба»! Где он нынче? Лежит в руинах! Земля вокруг заброшена.
Влияние нового свиноводческого монстра на Елизаветинское поселение будет фатальным, т.к. уважающие себя люди не желают жить, ни в свинокомплексах, пусть и самых современных, ни рядом с ними… Спрос на землю, как важный источник доходов бюджета, упадет. Ее рыночная стоимость, полагаю, понизится вдвое. Обесценятся жилые строения на ней. Все это произойдет в масштабах целого поселения и даже в граничащих с ним поселениях Волосовского района. Отсюда вывод: мы – жители поселения заплатим за чей-то дурно пахнущий бизнес.
В-восьмых, с санитарно-эпидемиологической точки зрения. Африканская чума свиней (АЧС) по уверениям ветеринарных врачей стремительно продвигается к нам на север, минуя до 350 км в год. Такой комплекс предполагает содержание маточного поголовья не менее 10 тысяч свиноматок, каждая по 150-300 кг. Вокруг лес и кабаны — переносчики африканской чумы. Случится беда и тысячи тонн мяса пойдут на утилизацию – катастрофа! Не меньшая проблема – продукты метаболизма: моча и экскременты, которых будет вырабатываться до 1000 куб.м. в сутки (для простоты — почти ж/д цистерна за 1 час). В очистные сооружения я не верю! «Согласованы две точки сброса на грунт…» — звучало из уст представителя компании, как прогрессирующая гангрена, как рак крови, как смертный приговор! И ясно, как божий день, что местом хранения фекалий будут выбраны именно существующие одамбированные пруды, носящие имя собственное, часть из которых и воду-то не держит – карстовые породы! В них тривиально положат гидроизоляционную пленку, в которой окажется дыра и… Представьте, что вам в стандартную офисную кружку (300мл) с минеральной водой капнули 1 мл (1 куб. см) фекалий. Почувствуете разницу? Так и в грунтовых водах, разведенные 1: 300 отфильтрованные фекальные стоки и в колодцах и в артезианских скважинах будут выявляться простым органолептическим методом. От подобного комплекса будет формироваться целая подземная река. С учетом расхода на технические нужды ее полноводность составит до 1 миллиона кубических метров стоков в год!
В-девятых, с точки зрения морали. Выражу мысль аллегорией, понятной молодежи. Вспомните кинематографический шедевр Джеймса Камерона – Аватар… Не наш ли сюжет лег в основу этого фантастического фильма? Верепье для Елизаветинского поселения – начало начал, как божество Эйва – мать всех живых существ вокруг! Там располагаются Деревья Души – наша связь с предками. Пришли «Небесные люди» и в поисках «онаптаниума» хотят согнать нас с нашей земли. Потому, что «мы сидим на их бабках». Ведь программа развития свиноводства – «бред ученых импотентов. Но она открывает предприимчивым людям уникальные возможности!». А мы – местное население гуманоидов Оматикайя: «дикари», «синие обезьяны», «зеленые человечки» и т.п., им мешаем. Это ставит под угрозу всю их операцию. Скажу больше, что «Небесные люди» в нашем случае даже не пытались дать нам ни медицину, ни образование, ни дороги… Не смотря на то, что, в отличие от племени На’ви, наше племя не любит грязь! Их Паркер Селфридж лично общался со мной, как с молодым вождем племени, пытаясь «завоевать сердца и умы». Дал понять, что «больше всего на свете акционеры боятся не шумихи в прессе, а дыр в финансовых отчетах!». Напоминаю, что «убивать аборигенов нехорошо!» Пришло время Великой Скорби. Мы, народ Оматикайя, еще ждем своего Джейка Салли – воина клана Солдафонов, Торука Макто – Наездника Последней Тени, который воскликнет: «Небесные люди пытаются доказать, что они здесь хозяева и что их никто не остановит. Но у нас есть чем ответить! Вы полетите так же быстро, как ветер, и позовёте другие кланы. Скажите им, что
их позвал Торук Макто! Вы полетите сейчас со мной, мои братья, сёстры! Мы покажем Небесным людям, что они не хозяева здесь. И что это наша земля!!!»
Я же, ваш покорный слуга, подобно Цу’тею, готов погибнуть в бою за свой народ. А пока у нас есть все, чтобы защищаться: наш воинственный дух патриотов края! У нас есть стрелы с нейротоксином – наши голоса! «Эйва нас услышит!!!» «Я тебя вижу, народ Оматикайя!».
Алексей ДУНДИН,
Глава МО «Елизаветинское сельское поселение»