ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 89 от 06.03.2019 г. Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового аудита

Наименование:ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 89 от 06.03.2019 г. Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового аудита
Дата:06.03.2019

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЛИЗАВЕТИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

«06» марта 2019 г.                                                                                                  № 89

 

Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового аудита

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях обеспечения осуществления бюджетных полномочий главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита администрация муниципального образования Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

  1. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового аудита согласно приложению.
  1. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте муниципального образования Елизаветинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области в сети «Интернет».
  2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
  3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

 

Глава администрации                                                       И.А. Ильин

 

Комаринен Е.А.

8(81371) 57-135

Утверждено

Постановлением администрации

Елизаветинского сельского поселения

от «06» марта 2019 г. № 89

 

Порядок

осуществления внутреннего финансового аудита

 

  1. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.

Внутренний финансовый аудит осуществляется администрацией муниципального образования Елизаветинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее — главный администратор средств местного бюджета и/или Администрация Елизаветинского сельского поселения).

Внутренний финансовый аудит осуществляется комиссией, которая состоит из должностных лиц — работников главного администратора средств местного бюджета (далее – «субъект внутреннего финансового аудита» и/или «Комиссия»).

Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.

Состав Комиссии утверждается в количестве не менее 3 членов и утверждается постановлением Администрации   Елизаветинского сельского поселения. Руководит Комиссией Председатель определяемый из состава Комиссии в постановлении.

При формировании состава Комиссии руководитель главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.

2. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.

3. Целями внутреннего финансового аудита являются:

а)           оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

б)           подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

в)           подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств местного бюджета.

  1. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:

а) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;

б) подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;

в) подтверждается соответствие учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

г) оценивается эффективность применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;

д) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

е) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

ж) подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.

  1. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора средств местного бюджета, подведомственные им администраторы средств местного бюджета и получатели средств местного бюджета (далее – «объекты аудита»).

6. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым главой Администрации Елизаветинского сельского поселения (далее — план).

7. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора средств местного бюджета, направляемых в целях составления и рассмотрения проекта местного бюджета.

8. Аудиторские проверки подразделяются на:

а)           камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

б)           выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;

в)           комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

9. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

— запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;

— привлекать независимых экспертов;

— посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка.

10. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:

а)           соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

б)           проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств с применением в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита, а также соблюдения главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности;

в)           знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок;

г)           не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

11. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет непосредственно глава Администрации Елизаветинского сельского поселения.

12. Плановые аудиторские проверки проводятся в соответствии с планом внутреннего финансового аудита на очередной финансовый год.

Составление, утверждение и ведение плана осуществляется главным администратором средств местного бюджета по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.

13. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.

По каждой аудиторской проверке в плане указывается вид аудиторской проверки, тема аудиторской проверки, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.

14. При планировании аудиторских проверок (составлении плана и программы аудиторской проверки) учитываются:

а)           значимость бюджетных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора средств местного бюджета, в случае неправомерного исполнения этих операций;

б)           факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;

в)           результаты оценки бюджетных рисков;

г)           степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);

д)           возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

е)           наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок.

  1. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:

а)           осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

б)           проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий уполномоченных органов в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.

16. План внутреннего финансового аудита составляется и утверждается постановлением Администрации Елизаветинского сельского поселения средств местного бюджета до начала очередного финансового года.

17. Аудиторская проверка назначается постановлением Администрации Елизаветинского сельского поселения.

18. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной председателем субъекта внутреннего финансового аудита.

19. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из работников, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы. Программа аудиторской проверки должна содержать:

а)           тему аудиторской проверки;

б)           наименование объектов аудита;

в)           перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.

  1. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:

а) инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;

б) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

в) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

г) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

д) пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет работником подразделения внутреннего финансового аудита;

е) аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

  1. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, субъект внутреннего финансового аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.

Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:

осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;

определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.

Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:

существенность ошибки — величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации);

вероятность допущения ошибки — степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Оценка значения критерия «вероятность допущения ошибки» осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.

Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.

Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое.

Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.

Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.

К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из 2 и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.

К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.

К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.

По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности с учетом методических рекомендаций, утверждённых   Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 822 от 30.12.2016 г.

22. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

23. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:

а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

24. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:

а)           осуществления внутреннего финансового контроля;

б)           законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств местного бюджета;

в)           ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

г)           применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

д)           вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

е)           наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

ж)          формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

з)           бюджетной отчетности.

25. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:

а)           инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

б)           наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

в)           запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

г)           подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

д)           пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета субъектом внутреннего финансового аудита;

е)           аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

26. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

27. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:

а)           документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

б)           сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

в)           сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

г)           перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

д)           письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

е)           копии обращений, направленных органам муниципального финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

ж)          копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

з)           акт аудиторской проверки.

28. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются главным администратором средств местного бюджета.

29. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки по примерной форме согласно приложению №2 к настоящему Порядку. Акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем главного администратора средств местного бюджета. Один экземпляр акта вручается представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.

30. Акт аудиторской проверки в течение 2 рабочих дней с даты его составления, но не позднее последнего дня срока (периода) проведения аудиторской проверки, направляется объекту проверки с сопроводительным письмом либо вручается уполномоченному представителю объекта проверки под роспись.

Ознакомление с актом аудиторской проверки осуществляется объектом проверки в течение 10 рабочих дней со дня получения акта аудиторской проверки (без учета периода почтовой доставки документов).

При наличии у объекта проверки возражений на акт аудиторской проверки, указанные возражения представляются объектом проверки вместе с уведомлением об ознакомлении с актом аудиторской проверки.

31. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки по примерной форме согласно приложению №3 к настоящему Порядку, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

а)           информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках и целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;

б)           информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;

в)           выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;

г)           выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности;

д)           выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств местного бюджета.

Составление отчета о результатах аудиторской проверки осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня поступления в Администрацию Большеколпанского сельского поселения уведомления об ознакомлении объекта проверки с актом аудиторской проверки.

Отчет, составленный по результатам аудиторской проверки, подписывается председателем Комиссии..

32. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки  представляется руководителю главного администратора средств местного бюджета в течение 2 рабочих дней с даты его составления.

По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель главного администратора средств местного бюджета вправе принять одно или несколько из решений:

а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

б)           о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

в)           о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

г) о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

Субъекты внутреннего финансового аудита обеспечивают составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.

Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется субъектом внутреннего финансового аудита до 1 февраля текущего финансового года, на основании информации из отчетов о результатах аудиторской проверки по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку.

33. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора средств местного бюджета, администраторов бюджетных средств.

Приложение № 1

к Порядку осуществления

внутреннего финансового аудита

 

ПЛАН

внутреннего финансового аудита

администрации муниципального образования Елизаветинского сельского поселения

Гатчинского муниципального района Ленинградской области на _______ год

 

 

п/п

 

Вид аудиторской проверки Тема аудиторской проверки Проверяемый период Период начала проведения аудиторской проверки Срок проведения аудиторской проверки
1 2 3 4 5 6
1          
2          
3          
4