Подводя, как водится, итоги!
Без шахмат нельзя представить полноценного
воспитания умственных способностей и памяти.
В. Сухомлинский
Оценивая результаты обучающихся в Елизаветинской средней общеобразовательной школе за несколько лет, в проекте Управляющего совета — «Шахматы в начальной школе» мы столкнулись с тем, что некоторые ребята с трудом, достигают каких – то результатов, а другие обучающиеся, с такими же природными способностями, выполняют эту норму быстро и успешно? Кто — то после нескольких лет занятий шахматами занимает последние места в турнирной таблице, а кто-то уже через год — полтора занимает призовые места. Кажется, что ответ очевиден, но это ни так.
Каждый начинающий шахматист мечтает о том, чтобы, как можно быстрее достичь заметного результата. На первый взгляд, получить информацию сегодня на этот счёт можно довольно быстро. Только за последнее время вышло множество учебников, программ для обучения, задачников, книг, справочников, в которых опубликованы сотни тысяч партий, разобрано большое количество дебютных вариантов. В интернете есть несметное количество видео о шахматах, предлагают свои услуги интересные шахматные школы. Однако начинающий шахматист просто может утонуть в этом «информационном море», тем более что он хочет добиться результата «здесь и сейчас», подчас, не прилагая должных усилий или прилагая их бессистемно.
Проведенный в конце учебного года школьный шахматный турнир, где принимали участие, как всегда, обучающиеся 2-х – 4- х классов, ярко обозначил вопросы, которые неизбежно встают перед начинающими шахматистами и которые следует решать. Вот некоторые из них:
- Какой дебют выбрать?
- Сколько времени уделять изучению дебютов?
- Какой сложности шахматные задачи следует решать?
- Нужно ли анализировать собственные партии и партии ведущих шахматистов?
- Следует ли разбирать комбинации и этюды?
- Какие шахматные окончания нужно изучать в первую очередь?
- Какое значение имеют знания шахматной теории в эндшпиле?
- На каких условиях играть начинающим шахматистам с родителями?
Одним словом, как обучающимся рационально использовать время, способности и знания, чтобы обучение радовало, результаты были более эффективными и своевременными.
В поисках ответа на эти вопросы, мы решили обратиться к старому, как мир, «Способу», позволяющему оценивать, насколько эффективна та или иная деятельность. Этот Способ известен, как принцип Парето, закон Парето, правило 80/20, принцип «наименьшего усилия», принцип Дисбаланса. Математическая зависимость, которая легла в основу Принципа 80/20, была обнаружена в 1897 году, итальянским экономистом Вильфредо Парето (1848-1923). Не все ещё и сегодня до конца поняли и оценили сформулированный, но не «расшифрованный» автором принцип, который, в сущности, гласит, что 20% усилий, затрачиваемых на достижение результата, приносят 80% эффективности, а 80% усилий дают всего 20% результата. Зная этот закон, можно выбрать наиболее эффективные ресурсы и направить их на реализацию задуманного, при этом максимально снизив затраты.
В пятидесятые годы принцип Парето был «заново» открыт профессором Дж. К. Зипфом, а в шестидесятые — уточнён инженером И.М. Юраном, который доказал его действие в любых сфера жизни общества.
Существуют очень интересные следствия у этого Закона. Их знание позволяет успешно применять на практике Принцип Парето. Вот некоторые из них, которые можно применять в нашем случае:
- Для достижения хорошего результата необходимо совсем немного действий.
- Подавляющая часть усилий никак не влияют на достижение задуманного, являясь, по сути, бесполезными.
- То, что на первый взгляд кажется логичным, не всегда оказывается правильным.
- Большая часть неудачных результатов зависит от малого процента неблагоприятных факторов.
Применяя закон Парето в повседневной жизни (планируя свой день или выполнение заданий, выбирая кружок для занятий, организуя свой отдых или встречи с друзьями и т.д.) можно стать более организованным и научиться затрачивать минимум усилий, получая максимальный результат.
Мы можем думать, что некоторую часть своего времени мы работаем более эффективно, чем остальное время, но при оценке прикладываемых усилий и получаемых результатов, исчезает чувство уверенности в правильности выбранного пути.
Для того чтобы попытаться исправить это, давайте помнить о принципе Парето. Понимание Принципа 80/20 может дать всем участникам проекта «Шахматы в начальной школе» трезвое видение того, как построить эффективно обучение, двигаться к успешным результатам и победам в турнирах. Для этого:
- Следует выбирать ту область, в которой вам не потребуется прилагать много усилий.
- Делать то, что вам легче всего даётся, к чему лежит ваша душа.
- Выделять 20% знаний, из тех, что вы получаете и сосредоточиваться на них.
- Планировать свой день.
- Рассортировывать задачи по приоритетности и начинать выполнение с наиболее важных задач.
И если все участники проекта «Шахматы в начальной школе» предпримут определенные шаги в этом направлении, то смогут работать более продуктивно, а результаты не заставят себя долго ждать, что и показали результаты последнего турнира.
Жанна Гриненко