«Лермонтов…. Он с нами – навсегда»
Непостижимо слово «человек»!
И как постичь столь странное явленье?
Пожалуй, сам он знает меньше всех
Своих земных путей предназначенье.
Байрон
Двухсотлетие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова отмечали в МБОУ «Елизаветинская средняя общеобразовательная школа» выставками книг и детских рисунков в школьной библиотеке, конкурсами чтецов, классными часами и литературно-поэтическими вечерами. Кульминацией Дней памяти явилась композиция «Страницы мятежной жизни», в которой приняли участие победители внутриклассных конкурсов и просто любители поэзии. Все присутствующие в этот день в кабинете русского языка и литературы школы, стали свидетелями «рождения гения и пророка», первого обитателя пушкинской духовной планеты.
Солонников М. Ю. и его единомышленники представили литературно – музыкальную композицию, удивительную по разнообразию материала и красочности его изложения. Это был спектакль – подношение поэту к 200- летию со дня его рождения. Это была, своего рода, попытка, показать и понять, чем для молодого поколения и всех нас были, есть и будут 13 поэм, 3 драмы и более трехсот стихотворений поэта, трагически ушедшего из жизни, и поиск ответа на вопрос — оставаться всегда самим собой или стремиться быть таким, как все.
«Смотрите, ж дети на него…\ Смотрите: вот пример для вас!», кажется, так и звучали строки из «Завещания» поэта, когда Солонников М.Ю. и участники композиции погружали нас в атмосферу событий того времен. С этой целью они использовали отрывки из своих проектово разных этапах многострадальной жизни поэта, кадров из фильма «Лермонтов», нежных лермонтовских акварелей, «Казачьей колыбельной», мелодий Бетховена, Свиридова, Моцарта, Грига, Прокофьева, Хачатуряна. Звучали отрывки из «Лунной сонаты» и вальса к драме Лермонтова «Маскарад». И в это музыкально — экранное кружево, участники композиции «вплетали» жизнь и судьбу 27-летнего М. Ю. Лермонтова.
Перед нами промелькнула жизнь ребенка, которому под аккомпанемент фортепьяно пела колыбельные песни мать, — незадачливого студента Московского университета, — обучающегося в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, — автора «возмутительных» стихов, легенды Кавказкой войны и гражданина.
От имени автора «вспоминал о себе» и читал стихи — Солонников М.Ю., который сразу же «заявил»: «нет, я не Байрон, я — другой!». Признания поэта звучали в устах Солонникова М.Ю. очень убедительно: «Я сын страданья. Мой отец \ Не знал покоя под конец.\ В слезах угасла мать моя. \От них остался только я. ……Ужасная судьба отца и сына \ Жить разно и в разлуке умереть, \ И жребий чуждого изгнанника иметь. \ На родине ….!!! \
«Отворите мне темницу, \Дайте мне сиянье дня, \Черноглазую девицу, \Черногривого коня. \ Я красавицу младую \ Прежде сладко поцелую, \На коня потом вскочу. \В степь, как ветер, улечу». И горькое признание: «Я не хочу, чтоб свет узнал \ Мою таинственную повесть;\ Как я любил, за что страдал, \ Тому судья лишь бог и совесть»!
Но, вот, 29 января 1837 года зазвучали стихи Михаила Юрьевича Лермонтова — его ответ на то, как отреагировали на смерть Пушкина в салонах старой дворянской Москвы и пышных раззолоченных салонах Петербурга. Эти строки разошлись « по всей Руси великой». Весь думающий Петербург повторял бессмертные и разящие строчки Лермонтова, а в Москве их твердили наизусть. Он стал известен, знаменит, но шестнадцать строк, которыми заканчивалось стихотворение «Смерть поэта», стали началом стремительного и рокового отсчета каждого дня его жизни. Последовали распоряжения «сверху» и это было только начало. «Корнета Лермонтова за сочинение известных Вашему сиятельству стихов перевесть в Нижегородский драгунский полк»- распорядился военный министр Чернышев. Так наметилась и позже трагически завершилась кавказская страница в судьбе поэта.
Последний день перед отъездом на Кавказ в 1840 году он провел среди друзей в салоне Карамзиных. Поэт был грустен, не весел и заметил, что его охватывает чувство, что он попал в железное кольцо, которое медленно сжимается и вот-вот его раздавит. Тургенев посоветовал отбросить подобные мысли и поинтересовался, когда Михаил вернется с Кавказа. На что тот ответил: «Я не вернусь. В этом – то я единственно уверен».
На Кавказе, появляются стихи — размышления о судьбе поколения, о родине и прекрасные образцы русской любовной лирики. Здесь он создает свой замечательный цикл произведений о Кавказе, пишет поэму «Мцыри», посвященную памяти человеческого духа — «я знал одной лишь думы власть, \Одну – но пламенную страсть…». Здесь же рождаются «Пророк», «Сон», «Печально я гляжу на наше поколенье», «Родина», «Дума», «Завещание», «Нет, не тебя…», акварели и замечательный кавказский цикл рисунков поэта.
Белинский определил главную черту натуры Лермонтова, как «презрение рока и предчувствие его неизбежности». Поэт и сам писал: «На свете мало, говорят,\ Мне остается жить» и просил — «не смейтесь над» его « пророческой тоскою».
Заключительные звуки музыки и слова в исполнении Солонникова Михаила Юрьевича плыли по притихшему классу, в память о мятежном поэте, ставшем нам таким понятным и близким: « Роковым оказался «тот проклятый» мартыновский свинец, «но разве время повернется вспять? \Но разве звезды можно расстрелять? \ Но разве в силах царь и палачи \ Сказать мятежной песне: «Замолчи!»? «Нет! Не в силах», на одном дыхании ответили присутствующие.
Так в день 200-летия поэта стало очевидно, что его песня звучит еще громче, чем прежде, среди бесценного сокровища – русской лирической поэзии, которым так щедро Россия одарила человечество. И пусть «вереницей идут года, \И не видно их черты конечной. \Лермонтов… . Он с нами навсегда.\ В строй живых записан ОН навечно!»
Жанна Гриненко
Сдано в «Гатчина — ИНФО» 18-010-2014 года.